Сельские перевозчики остаются без денег
Сельские перевозчики, обслуживающие маршруты в Тукаевском районе, обращаются к своим коллегам в городах Татарстана с просьбой не портить бумажные социальные проездные билеты сельских жителей. И не препятствовать проезду по этим проездным.
- Электронные карты взамен единых месячных социальных проездных билетов были введены в 2012-м году Постановлением кабинета министров Татарстана №574 «Об утверждении Порядка предоставления электронных карт». В пункте 10 утвержденного Порядка говорится, что проезд граждан, не зарегистрированных по месту жительства в городах, где вводится электронная карта, «может осуществляться на основании бумажного единого месячного социального проездного билета». Это означает, что житель любой деревни имеет право бесплатного проезда по бумажному социальному билету и в Набережных Челнах, и в любом другом городе республики. Но водители в городе этого не знают и не хотят знать. Они требуют электронную карту, а бумажные проездные у людей отбирают и рвут, - говорит председатель Ассоциации перевозчиков Тукаевского района Равиль Тухбатуллин.
В итоге получается следующее. Сельские льготники отказываются покупать бумажные проездные, а обзаводиться электронными картами они тем более не хотят. Непривычно, непонятно, хлопотно, трудно. При этом отказываться от бесплатного проезда они и не думают. Вслед за ними отказываются платить за проезд и все пенсионеры. Они тоже считают, что заслужили право ездить в город бесплатно.
- Мы в деревнях выступали на сходах, показывали пенсионерам нормативные документы, доказывали им, что они обязаны хотя бы частично оплачивать проезд - бесполезно! Платить не хотят и водитель не в силах их заставить! Из 300-400 человек, которых автобус перевозит за день, 100-140 человек ездят бесплатно, - приводит цифры, обслуживающий маршрут «Набережные Челны - Круглое Поле» предприниматель Раушан Тимергалин. Его коллега Назым Валиуллин говорит, что у него на маршруте «Набережные Челны - Ерыклы» примерно такая же ситуация. У Тухбатуллина по маршруту «Набережные Челны - Малая Шильна» из примерно 500 человек в день бесплатно ездит 200. В названные деревни ездит много горожан с электронными картами. Но дотации за них государство отдает челнинским перевозчикам, потому что зарегистрированы льготники в городе. Дотации за деревенских жителей сельские перевозчики если и получают, то мизерные. Как мы уже знаем, пенсионеры не желают обзаводиться никакими проездными, а потому государство их в автобусах не видит.
Даже непонятно, зачем владельцы автобусов участвуют в тендерах на право обслуживания маршрутов в Тукаевском районе. Маршруты здесь делятся на почти рентабельные и совсем нерентабельные. Почти рентабельные становятся прибыльными только в случае, если перевозчику удается получить сносную дотацию от государства. Тендеры администрация Тукаевского района проводит таким образом, что более-менее оплачиваемый маршрут выставляется в связке с совсем невыгодным, иначе вообще ничего не получишь. Зарабатывают владельцы автобусов не на сельских муниципальных маршрутах, а на вахтовых перевозках, обслуживании свадеб и т.п.
- Так зачем вы вообще участвуете в тендерах «на районе»? - задаем перевозчикам прямой вопрос. В ответ звучит аргумент на все случаи жизни:
- Ну, мы патриоты...
Есть, конечно, экономический смысл владельцам автобусов покупать сельские маршруты. Имея здесь хоть какой-то доход, сделать бизнес легче, чем просто обслуживать свадьбы. Но при таком раскладе владельцы автобусов никогда не будут развивать сервис. И, например, кондиционер в салоне на лето останется мечтой.