Как челнинский повар работал на ралли «Шелковый путь»
Альберту Мазитову 42 года, у него жена и двое детей. Ему нравится быть поваром и пекарем. Ради этого он после школы окончил кулинарное училище в Сидоровке. Но жизнь показала, что повару не платят много. Поэтому Альберт приготовил для себя «суп» из разных профессий. Окончил в Уфе пищевой техникум и стал техником-технологом пищепрома, отучился в строительном колледже и поработал мастером-прорабом на стройке.
В будние дни Мазитов – машинист экструдера и формовщик на печах в компании «Тиссан». В выходные помогает запускать производственные линии на пищевых предприятиях. При таком разнообразии работ и профессий Мазитов не был до конца счастливым человеком, пока судьба не подкинула ему конретное дело на время отпусков.
- Когда я работал в сети «Народный» начальником цеха, у нас на производстве шоколада работала девушка, которая ездила поваром с командой «КАМАЗ-Мастер». В 2012-м году было организовано ралли «Шелковый путь», понадобились повары, коллега предложила мне стать одним из поваров ралли. Работал на ралли в 12-13-м годах и в этом году тоже. Если пригласят, поеду еще, - рассказывает Мазитов.
Ралли «Шелковый путь» длится 20 дней и проходит по территории почти всей России, по Казахстану и по большой части Китая вдоль его северных границ с Монголией. Для поваров эти дни – гонка почище соревнований на грузовиках.
- Поваров 30 человек - три бригады по 10 человек, у каждой свои «точки» по ходу ралли, бригады перезжают с одной на другую. Участников ралли в этом году было 1700 человек. И десять поваров на «точке» готовят на всех. 1.5 суток надо без передыху работать, готовить еду, потом 1,5 суток ехать в автобусе. Поэтому все наши автобусе – смотреть телевизор, слушать музыку через наушники, читать книги и тому подобное. Спать лежа не получается. Приходится просовывать ноги в проход, закидывать их на соседнее кресло. Некоторые приносят в автобус табуретки, чтобы ноги ложить на них. Некоторые повара забираются спать в кузов «КамАЗа», который везет наши казаны, покрывают их картоном и так спят - зато лежа. После ралли я суток двое не могу спать в нормальной постели. Ложусь на пол, закидываю куда-нибудь ноги или прислоняюсь к чему-нибудь жесткому. Потом привычка проходит, - рассказывает Альберт.
Еда готовится в больших палатках. Внутри расставляются столы, мармиты (шкафы, в которых поддерживается постоянная температура), холодильники, устанавливается несколько десятков семидесятилитровых казанов. Казаны ставятся на круглые подставки с форсункой внутри. Форсунка длинным шлангом присоединена к баллону с пропаном.
- Продукты закупаются в тех городах, мимо которых мы едем, и следуют с нами в рефрижераторах. Качество продуктов проверяется теми местными санитарными службами, где мы еду готовим, - говорит Альберт.
В этом году Альберт в основном жарил разные продукты и готовил яичницу. Не так как дома. На ралли поварам выдают специальные алюминиевые формочки с крышечкой, рассчитанные на одного человека. В каждую формочку разбивается одно яйцо, формочки складываются в сковородку (6 штук за один раз помещается) и в них яйца поджариваются. Потом яичница в формочке закрывается крышечкой и ставится в шкаф-мармит.
- Там хранится вся еда, которую не удается сразу подавать на стол. Есть тумблеры, с помощью которых устанавливаешь нужную температуру (60-70 градусов выше нуля) и так еда хранится по несколько часов, не остывая, - рассказал Альберт. Сами повара работают при температуре воздуха на кухне не ниже плюс 50 градусов.
По его словам, на ралли не было ни одного случая, чтобы кому-то не понравилась еда. Скандальчики случались, но по другому поводу. В Китае, например, проверяющие заходили на кухню нагло, не показывая документов, с фотоаппаратами и видеокамерами и сразу начинали вести съемку, что вообще-то запрещено правилами.
- Я их выгонял, - говорит Альберт.
На поваров распространяются очень строгие правила. Работать нужно в униформе (колпак, фартук и пр.), аво время коротких перерывов во время общения с другими участниками ралли вести себя прилично. Вырвалось нецензурное слово – штраф. За любое нарушение в работе или в одежде – тоже штраф.
- Сколько нам заплатят за работу на ралли – это обсуждается перед поездкой. В этот раз заплатили по 2,5 тысячи рублей за сутки. Отсчет суток начался с момента отправки нашего автобуса из Челнов. Всего прошло 20 суток. Я получил 50 тысяч, - не стал скрывать заработок Мазитов.
Семье Альберт не привозит из Китая каких-то дорогих подарков. Да там по маршруту ралли и покупать-то особо нечего. Ну, десткую машинку или какого-нибудь слоника. Но домашние не против того, чтобы свой отпуск папа проводил не с ними, а на ралли. Кроме денег и скромных подарков папа проивозит хорощее настроение и много впечатлений.
Рассказывает, например, что любовь китайцев к острой еде. Причем сказать, что эта еда острая – ничего не сказать. Сам попробовал маленькую горошинку знаменитого васаби и аж голова закружилась. Еще в Китае нет ни комаров, ни мух. Не видел. В Казахстане этих наекомых полно, а Китае нет. Зато в Китае полно ветряных электростанций, а в Казахстане ни одной. Хотя такие же степи на сотни километров. Сам Альберт говорит, что во время ралли он окунается в другой, не обыденный мир, чувствует себя причастным к событию мирового масштаба. Поэтому он и ездит на ралли, несмотря на все трудности и относительно скромную оплату.
Сергей ИСИЧКО, isichko@chelnyltd.ru
#новостичелнылтд