Метановые автомобили
Сегодня уже немало автомобилей, в том числе и легковых, работает на газовом топливе. но, в основном, заправляются они сжиженным газом - так называемой пропан-бутановой смесью, которая, по сути, является продуктом переработки природного газа или нефти. Но чистый природный газ (метан), которым богата Россия, не в меньшей степени пригоден для моторного топлива. Более того, он гораздо экологичнее, дешевле и безопаснее.
В рамках правительственной программы по переводу транспорта на сжатый природный газ по всей стране построено более двух сотен автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). Причем расположены они вдоль магистралей таким образом, чтобы расстояние между ними не превышало 200-250 километров - перегон на одной заправке. Планировалось это из расчета, что один автомобиль будет запрявляться 60-80 кубическими метрами сжатого газа. А сейчас уже есть автомобили, которые заправляют и 200 кубометров.
Две таких автомобильных газонаполнительных компрессорных станций еще в 80-х годах были построены и в Набережных Челнах. Только вот одна из них в эпоху перестройки, когда было не до газа, законсервирована. По сей день работает только одна АГНКС, которая находится на пересечении федеральной трассы М-7 и сармановской дороги (поворот на БСИ).
- Вторую станцию законсервировали в 1994 году из-за нерентабельности, - говорит начальник действующей АГНКС Каусар Раупов. - И этот спад продолжался до начала 2000 годов. И вот только в последние пять лет наметился рост автопарка автомобилей, работающих на сжатом газе. И мы уже выходим на уровень рентабельности. Наша станция сегодня по всем показателям лучшая в Татарстане. За сутки у нас в среднем заправляется около 100 автомобилей.
- В основном грузовых?
- Не только, примерно 50 на 50 грузовых и легковых автомобилей. Многие из челнинцев помнят, что в 2010 году через наш город проходил автопробег автомобилей, работающих на сжатом природном газе метане. И тогда на выставке, развернутой у мэрии города, можно было увидеть весь спектр автомобилей с газовым оборудованием - от грузовиков и автобусов до микроавтобусов и легковых.
- Откуда поступает газ на АГНКС?
- С магистрального газопровода без всяких посреднических инстанций мы получаем чистый природный газ и доводим его на станции до качества моторного топлива. Фильтруем, очищая от всяких примесей. Копримируем, то есть сжимаем, поэтому он и называется сжатым. И на выходе получаем газовое моторное топливо, которое отвечает всем международным стандартам.
По некоторым данным в России сегодня уже насчитывается более 100 тысяч единиц транспорта, работающего на сжатом природном газе. И не трудно предположить, что при поддержке правительства число метановых автомобилей будет расти. Да и люди начали считать деньги: кубометр сжатого газа стоит 9 рублей - это в три раза дешевле стоимости 1 литра бензина А92.