Номер один в мире!
"Унимото" - это одноколесные байки. И далеко на них, конечно, не уедешь. Придумавший эту забаву американец Вильям Нассау учредил однажды, что на одном колесе с мотором следует проезжать на время дистанцию в 100 футов (30,5 метра). Много с тех пор воды утекло, и поклонники "унимото" расплодились по всему миру. В России таковых насчитывается около сотни человек. И один из них живет в Набережных Челнах. Но зато какой! На сегодняшний день 40-летний Александр Дударев не только самый авторитетный уни-пилот в России, но и, без преувеличения, номер один в мире.
На прошедшем недавно в Тольятти девятом традиционном зимнем мотослете "SNOWDOGS-2012" ("Снежные псы") Дударев установил мировой рекорд! А поскольку в рамках этого мероприятия проводился чемпионата мира по "унимото", который почтил своим присутствием сам Вильям Нассау, то рекорд этот официально зарегистрирован. Ранее он принадлежал немецкому уни-пилоту, который проехал 100 футов за 2,47 секунды. А наш Александр преодолел эту дистанцию за 2,33. Это достижение основатель "унимото" обещал занести в книгу рекордов Гиннесса, а Александру прислать соответствующий сертификат.
- Гонка проходила на стадионе с ледяной трассой для спидвея, - рассказывает Александр. - У каждого было по три заезда. Во втором я и побил рекорд - проехал за 2.44 секунды. Уже снял шлем, расслабился. Трибуны шумят, поздравляют. Но тут мой конкурент из Челябинска в своем последнем заезде проехал дистанцию за 2.38 секунды. Рано я обрадовался. Но говорю: "Подождите, у меня еще есть третий заезд, сейчас все поправим". И вот - промчался за 2.33!
Кстати, в мире байкеров Александра Дударева знают больше под ником "Кавасаня". Так уж получилось, что из четырех японских мотоциклов, которые он приобретал в сознательном возрасте, три были марки "Кавасаки". А поскольку друзья иногда называли его Саней, так и прилипло к нему - Кавасаня. Как и у многих, увлечение техникой у него с детства. Еще в пятом классе собрал он свой первый мопед. Со временем это увлечение стало его профессией - ремонт, обслуживание мотоциклов и поставка запчастей к ним.
- Александр, есть такое мнение, что "унимото" - это мотоциклы, собранные со свалки. Ведь взять целый мотоцикл и искалечить его только для того, чтобы пару раз в год проехать 30 метров, наверное, не у каждого рука поднимется?
- Не всегда. Когда я впервые услышал об "унимото" и по совету своего тольяттинского друга решил собрать такой мотоцикл, мы, действительно, нашли старую "Яву" после аварии. И из нее собрали, наверное, первый в России "унимото". С этого у меня все и началось. А потом я переделывал вполне нормальный мощный мотоцикл, а после гонки снова его восстанавливал. Но эти разборки и сборки много времени занимали. Поэтому я стал собирать свой третий "унимото". У него, вообще, трагическая судьба. Это был мотоцикл моего друга, он на нем разбился и погиб. Тогда остались двигатель и заднее колесо, что и стало основой моего нынешнего "унимото". В его создании мне помогали друзья. Потом мы его раза три переделывали: то удлиняли, то центр тяжести ниже делали. Колесо распилено вдоль, туда вставлена полоса, чтобы оно было пошире. Теперь его ширина 250 миллиметров - такого в России ни у кого нет. Сначала на шипах ездил, а сейчас вот езжу на зубчатых уголках, которые лучше гребут. Словом, этот мотоцикл настолько сбалансирован, что стал станком для побития рекордов.
- Какие-то технические ограничения есть?
- Есть только ограничения по размерам: унимото не должен быть в длину больше 2 метров, а в ширину - 1,2 м. Можешь ставить все, что угодно. Я выступаю в самом мощном классе "А" с объемом двигателя от 750 куб. см и без ограничения. То есть, можешь взять двигатель любой мощности, лишь бы он вместился в размеры конструкции. У моего мотоцикла литровый мотор мощностью 170 л.с. Правда, если раньше я гонял на 98-м бензине, то на этот раз заправлялся спортивным 102-м. Возможно, это тоже сыграло свою роль.
Вообще, "унимото" - увлечение затратное. Во всяком случае, для тех, кто хочет побеждать. Кавасаня за семь лет выступлений практически всегда побеждал, только дважды занимал второе место. Победителю обычно вручается денежный приз - порядка 10 тысяч рублей. Но эта сумма позволяет только компенсировать расходы на поездку. Главная награда - моральное удовлетворение, которое в этом году для Александра Дударева подкрепилось еще и попаданием в книгу рекордов Гиннесса.
Сергей РОДАЧЕВ