Осенние рефлексы
Октябрь и ноябрь считаются самыми аварийными месяцами года, - констатируют специалисты контраварийной подготовки. – Резко увеличивается количество столкновений, наездов на препятствия и пешеходов. Темнеет рано, люди в основном надевают темную одежду, редко кого увидишь со вшитыми в нее светоотражающими элементами. Особенно на это нужно обращать внимание в одежде детей. В темное время суток надо опасаться ходить по обочинам дорог. Привыкнув к большим скоростям летом, водители не сразу отказываются от этой привычки. И вероятность наезда на пешехода возрастает многократно. Нужно знать, что чем выше скорость, тем меньше сектор обзора. Это связано с физиологией глаза. А тут еще обзор ухудшается из-за того, что пасмурно и темно. И еще свет фар, которые ограничивают сектор обзора. Поэтому создаются условия, когда пешеход на обочине выпадает из поля зрения. А если пешеход за пределами светового клина пытается перейти дорогу, то риск сбить его увеличивается. Зная эти проблемы, водитель должен при ограниченной видимости сбавлять скорость, потому что создаются такие условия, которые выше наших физиологических возможностей. То есть физиологически мы не в состоянии заметить этот объект.
Первое, на что нужно обратить внимание водителям - на чистоту осветительных приборов и стекол. Естественно, стеклоомыватели должны работать. Щетки дворников не должны быть изношенными. Неизменно многие в эту пору сталкиваются с постоянным запотеванием окон - значит, обдув стекол и печка также должны быть исправными... А про тонировку даже и говорить не стоит - это не просто дурной тон в такую погду ездить с темными стеклами, но и смертельно опасно. Кроме всего прочего, осенью часто бывают туманы. Но многие водители забывают о том, противотуманные фары предназначены, чтобы светить под туманом, и включают их и во время дождя. Часто можно видеть, что едет навстречу автомобиль с четырьмя фарами, и еще от воды свет отражается и слепит встречного водителя. И, ослепив его, рискуют получить лобовой удар.
Говоря об осени, нельзя не напомнить об аквапланировании. Когда на мокрой дороге между колесом и дорожным покрытием появляется водяной клин, коэффициент сцепления падает до минимальных величин, автомобиль теряет управляемость. Поэтому при виде лужи водитель должен сбавлять скорость еще до нее. Нужно понимать, что аквапланирования легче избежать, чем с ним бороться. Заезжая в лужу, ногу с тормоза необходимо убрать, руль жестко зафиксировать строго прямо - проезжать только прямолинейно, никаких поворотов совершать нельзя. Также многие ошибочно считают, что аквапланирование бывает только на лужах. Между тем, при увеличении скорости на мокрой дороге, например, во время дождя, перед колесом собирается вал воды. и чем выше скорость, плотность его увеличивается. Наконец наступает такой момент, когда плотность этого вала настолько велика, что колесо наезжает на него, и возникает эффект аквапланирования.
И все же, главная опасность поздней осенью – это первый гололед. Часто водители оказываются к нему не готовы. Поэтому не лишним будет напомнить, что первый гололед будет появляться на участках, которые хорошо обдуваются – на мостах, под мостами, где своеобразная аэродинамическая труба, на возвышенностях. Опасен он, в первую очередь, тем, что водитель не успевает перестроить свою манеру вождения: перейти от езды по сухому асфальту к ледовому покрытию. Пока адаптация пройдет, в этот период всплеск аварийности и происходит – так называемый день жестянщика.
Поэтому уже сейчас нужно привыкать не топить педаль газа и строго контролировать скоростной режим. И закреплять четкий рефлекс – при наезде на лужу, грязь или лед нога с педали тормоза должна быть убрана. В случае торможения на таком покрытии заноса не избежать. Снова привыкайте притормаживать двигателем.
О.БЕРЕГ