Поплыли!
Наконец-то снежная зима отступила: обнажился асфальт, практически везде исчезла колея, а с ней пропал и страх водителей перед скользкой дорогой и заносами. Но рано расслабились! Весна, особенно нынешняя, несет с собой не меньшие испытания для автомобилистов. И многие это уже успели почувствовать: на проспектах моря разливанные, во дворах каша снежная...
- Здесь следует разделить две проблемы, которые существуют, как бы параллельно: езда по проспектам и во дворах, - говорит директор Центра водительского мастерства Айрат Калимуллин. - Асфальт на проспектах открылся, скорости возрастают, но при этом многие забывают, что сейчас тормоза работают очень плохо. Все знают прописные истины: через лужу проехал, тормоза надо просушить... Но когда кругом вода, тормозные диски или барабаны постоянно мокрые. К тому же, вместе с водой на них попадают и масло, и грязь, и все, что накопилось на дорогах за зиму и сейчас оттаяло. Поэтому, управляя автомобилем, мы должны постоянно помнить, что эффективность тормозной системы очень низкая. Это первое. Во-вторых, нужно грамотно и осторожно проезжать участки дороги, залитые водой. Понятно, что человек в здравом уме любую лужу проезжает медленно, потому что под водой могут скрываться и ямы, и камни. Не будем подробно останавливаться и на аквапланировании, о котором знает каждый мало-мальски грамотный водитель. Напомним только, что эффект аквапланирования возникает не только при проезде через лужу, но и даже просто на мокром асфальте. На скорости колеса собирают перед собой водяной вал, и в какой-то момент наезжают на него и теряют сцепление с дорогой.Когда кругом лужи, следует обратить особое внимание еще на одну опасность. На дорогах хватает хамов, которые могут тебя окатить грязной волной. Это прежде всего вопрос элементарной человеческой культуры. Но даже если ваш автомобиль окатили случайно, от этого не легче. Если это произошло, то, во-первых, не вздумайте резко нажимать на педаль тормоза, потому что тот, кто едет сзади, может не среагировать. Во-вторых, его в этот момент тоже может залить водой, и он не увидит затормозивший автомобиль. И в-третьих, мы уже говорили о низкой эффективности тормозов. Если ты заезжаешь в лужу и видишь, что тебя кто-то пытается обогнать или едет по встречной полосе, нужно моментально включать "дворники" на максимальную работу. Говоря о том, что нельзя резко тормозить, не значит, что не нужно снижать скорость. Следует сбросить газ, но движение нужно сохранить. Дворники быстро очистят лобовое стекло. Но они не снимут полностью проблему ограничения видимости из-за грязных и запотевших стекол. Это тоже нужно учитывать. И при всем при этом, как уже говорилось, скорости все равно растут. А с ними и аварийность. И ошибочное мнение, что этот рост весной происходит из-за появления на дорогах так называемых "подснежников". Они к этому практически никакого отношения не имеют. Наоборот, виновниками аварий чаще всего становятся те, кто постоянно ездит. Асфальт очистился, и все словно с цепи срываются.
Другая напасть - это проезды во дворах. С повышением температуры снег стал рыхлым, превратился в снежную кашу. На такие участки дороги следует заезжать изначально на низкой передаче, чтобы исключить всякое переключение скорости. Ехать нужно не внатяг, но и не на максимальном газе. Главная задача при прохождении таких участков - сохранение инерции. Но это не значит, что нужно на них заезжать на скорости. От удара можно повредить ходовую часть. Сохранение инерции - это значит, непрерывное движение. Обязательно нужно держать жестко руль, потому что последуют удары. Понятно, что колеса будут соскальзывать с колеи и наледи, есть опасность выброса автомобиля. Это надо учитывать при разъездах. В таких случаях лучше уступить дорогу и дать другому проехать. Вежливость здесь поможет спокойно разъехаться. И, раз уж мы заговорили о культуре, следует помнить о пешеходах. Если ты кого-то обрызгаешь грязной водой, проезжая по луже, подумай о том, что в другой раз кто-то так же может окатить грязью тебя, твою жену или ребенка.
Записал Сергей РОДАЧЕВ