Психология безопасного вождения
Психология безопасного вождения является частью курса контраварийной подготовки.
- Ошибочно считают, что контраварийная подготовка – это экстремальное вождение, некое трюкачество – управляемые заносы и т.п., – говорит директор Центра водительского мастерства Айрат Калимуллин. – Ее главная цель как раз в том, чтобы в экстремальные ситуации не попадать. И одно из важных направлений в этой подготовке - психология безопасного вождения, которая позволяет прогнозировать любую ситуацию, не совершать ошибок и предусматривать ошибки других участников движения. Назовем такое поведение на дороге интеллигентным.
Если ездить строго по Правилам дорожного движения и иметь стандартные навыки управления автомобилем, это еще не значит, что вы застрахованы от ДТП. Потому что нужно еще понимать, как они происходят и уметь такие ситуации просчитывать: учитывать физику поведения автомобиля, свою физиологию, то, как принимаются решения, основы психологии окружающих. И задача курса психологии безопасного вождения сводится к подготовке водителя к тому, что в любой ситуации, даже, несмотря на неправоту окружающих участников дорожного движения, он обязан избегать аварии. А для тех, кто перевозит пассажиров, это должно быть святым правилом, т.к. жизнь человека – превыше всего.
Такой классический пример – вы ехали по главной дороге, вдруг с боковой выскочил автомобиль. И ведь далеко не все водители, которые имеют преимущество, видя, что сбоку выезжает машина, сбрасывают скорость, слепо веря в свою правоту. А в данной ситуации просто нужно принять данность: автомобиль, пусть и с нарушением, уже выехал. Может быть, этот второй водитель вас не видел или был уставший... Да десятки причин можно найти, из-за чего человек нарушил правила. Да, с вашей точки зрения, он неправ, но это не значит, что его можно догонять и ударять. Поэтому мы говорим о том, что водитель обязан такие вещи предусматривать. Но вот произошло ДТП. Вы преисполнены своей правоты, но от этого никому не легче. Более того, иногда после тщательной экспертизы выясняется, что времени у вас было достаточно для того, чтобы среагировать, и вы еще можете оказаться и виноватыми, так как обязаны были затормозить. То есть, человек обязан принимать меры к решению проблемы с момента ее определения. Но пусть даже у ГИБДД к вам не будет претензий, это вас не оправдывает, т.к. можно было избежать аварии. Вот об этом мы и говорим во время курса психологии безопасного вождения. Берем конкретные примеры, а каждый водитель может вспомнить десятки острых ситуаций, и рассматриваем психологию поведения людей.
И если вы усвоите, как работает мозг, как принимаются те или иные решения, изначально будете предусматривать ошибку окружающих и будете готовы к двойному решению любой проблемы на дороге, то резкая смена ситуации не застанет вас врасплох, и сократится время реакции.
В следующих публикациях мы рассмотрим психологические аспекты аварий на перекрестках, наездов на пешеходов и поведения в потоке.
Записал Сергей РОДАЧЕВ