Как проехать осень
Многие автомобилисты рассматривают осень лишь как период подготовки к зиме. В первую очередь они озабочены диагностикой автомобилей, подзарядкой аккумуляторов, заменой масла и других технологических жидкостей, заменой летних шин на зимние... И далеко не все уделяют внимание себе - смене стиля вождения.
Между тем, настраиваться на тихую езду необходимо уже сейчас. Если летом лихачество иногда прощалось судьбой, то осенью и тем более зимой даже незначительное превышение скорости, неправильное торможение, неаккуратное движение рулем могут привести к ДТП. Не стоит дожидаться "дня жестянщика", как в народе окрестили первый снегопад с гололедом.
Считается, что "переобувать" автомобиль следует уже тогда, когда температура днем стабильно ниже 8 градусов. Это значит, что ночью могут быть заморозки и возможна гололедица. И то, что вечером было лужой, под утро может стать катком. И даже днем при положительной температуре может быть обледенение на мостах и на других продуваемых ветром местах. Словом, все действия водителя должны быть направлены на прогнозирование потенциально опасных ситуаций. Необходимо выбирать скорость, соответствующую дорожным и метеорологическим условиям, дистанцию следует держать с учетом того, что тормозной путь увеличивается почти вдвое. Психологически нужно быть готовым к заносу автомобиля и уметь из него без потерь выходить. Не следует резко тормозить не только из-за боязни заноса, но и потому, что при внезапной вашей остановке следующий сзади автомобиль не сможет остановиться, ведь его тормозной путь тоже увеличился. Если летом можно было себе позволить притормозить во время поворота, а не перед ним, то осенью на мокрой дороге и уж тем более зимой даже при 30 км/час автомобиль на повороте может пойти в занос.
Нужно полностью отказаться от привычки проезжать перекресток на заканчивающийся зеленый или желтый свет, хотя ПДД это и не запрещает. Ведь если кто-то в поперечном направлении стартанул раньше, то резко остановиться на скользской дороге не сможет ни тот, ни другой. Каждый должен знать, что такое аквапланирование, прежде чем проскочить на скорости по луже. А после лужи следует подсушить тормозные колодки...
- Все это прописные истины, о которых мы говорим каждый год, - продолжает тему директор Центра водительского мастерства Айрат Калимуллин. - Конечно, ряд приемов для начинающего водителя могут показаться сложными, овладеть ими можно только имея практику или пройдя контраварийную подготовку. Например, управление автомобилем в заносе. Но даже начинающий может избавить себя от неприятностей на дороге осенью и зимой, если будет выполнять всего лишь несколько элементарных правил: не превышать безопасную скорость, соблюдать дистанцию, не совершать резких маневров... Но сегодня я в первую очередь выделил бы видимость. Ведь осень - это, прежде всего, пасмурная погода. А это значит, что всегда грязные осветительные приборы и грязные стекла. Надо постоянно следить за их чистотой, то есть создать условия, чтобы ты физиологически мог спокойно выполнять все функции за рулем. Но даже чистые фары осенью не всегда работают эффективно, и зрение в это время ухудшается. Не все дороги освещены неравномерно. И проблема в том, что возникают яркие и темные участки. Когда водитель смотрит на яркий участок, зрачок у него сужен, и он просто не замечает то, что находится в темной зоне. А люди, как правило, надевают темную одежду и не у каждого на ней есть светоотражающие элементы. И появление человека из темноты становится неожиданным. Он как будто из-за препятсвия выскакивает. И тут определяющей будет скорость автомобиля, время реакции, тормозной путь...