Как Семен Якубов гулял по минному полю
История успеха команды челнинских гонщиков вдохновила начинающих бизнесменов на подвиги на своем поприще. На днях челнинский «Совет молодых предпринимателей» посетил центр команды с экскурсией, где им рассказали, как за 25 лет ковалось золото медалей и закалялся дух команды. Предприниматели заметили, что трудности, через которые прошла команда, во многом похожи на те, которые приходится преодолевать бизнесменам в их делах. Здесь нужны навыки построения команды, великого терпения, преодоления себя и неверия окружающих в твою победу.
Деловым людям показали «святую святых» — цех, где вручную собираются боевые спортивные грузовики. Секрет успеха, говорят в команде, в том, что в ее составе нет приглашенных спортсменов. А есть система воспитания своих чемпионов. Все действующие чемпионы - и первое поколение, и молодые — в период между гонками обыкновенные рабочие в цеху. Например, за процессом сборки мы застали Андрея Каргинова.
Молодые пилоты, которые сейчас выезжают на соревнования, пришли в команду из картинга. И сначала просто приходили помогать крутить гайки. Нынешний руководитель команды Владимир Чагин пришел в 18 лет и целый год ходил в цех подметать полы. Он рассказывает: «Я подметал, но я делал это лучше всех».
В команде часто вспоминают слова основателя Семена Якубова: «Поражение учит лучше, чем победа». Эта стратегия работает и в спорте, и в бизнесе. Поражение, если его правильно проанализировать - то, что тебе даст шанс стать лучше и сделать шаг вперед. Это сегодня «КАМАЗ-мастер» является 3-кратным обладателем кубка мира по внедорожным ралли и 12-кратным победителем «Дакара». А когда в 1988 году они впервые выехали на соревнования в небольшой городок Ельч в Польше, никто не воспринял новичков всерьез. А зря! «КАМАЗ-мастер» тогда стал серебряным призером гонок.
Сейчас наших гонщиков считают везунчиками. Забывая о том, что им пришлось пережить 10 сложных лет в начале своего пути. В 1990 году из трех машин «КАМАЗ-мастера» на «Дакаре» ни одна даже не дошла до финиша. Тогда многие вокруг говорили: куда вам тягаться с зарубежными командами. Но через шесть лет челнинцы стали первыми! А потом вновь 4 года неудач. Только с 2000 года начинается череда стабильных побед.
И еще об одном эпизоде рассказали бизнесменам. На одном из первых для команды африканских «Дакаров» был спецучасток, который проходил между минными полями. Экипаж с механиком Чагиным потерпел аварию.
Мобильной и спутниковой связи в то время не было. С проезжающими мимо экипажами команда передала руководителю Семену Якубову записку с координатами их остановки. Организаторы предложили эвакуироваться на вертолете. Но это означало, что машина останется в песках и через час-полтора станет добычей мародеров. Тогда Якубов с группой добровольцев пришел на помощь экипажу. И не обычным маршрутом (слишком долго), а напрямую - 20 километров по минным полям.
Случаев, когда пилоты и механики добивались победы ценою своего здоровья, было в истории команды довольно много. Например, в 2007 году при обгоне джипа, который, нарушая правила, не уступал дорогу, экипаж Чагин в пыли не заметил нагромождения камней на обочине. Машина на скорости около 140 км/час дважды перевернулась и приземлилась на крышу. Только дуги безопасности в кабине спасли экипаж от гибели. С серьезными травмами (Чагин и вовсе был без сознания) ребята дождались помощи. Ильгизару Мардееву пришлось взять на себя всю ответственность за результат - его экипаж вырвал второе место. Именно про тот год в команде говорят «серебро дороже золота»
Два года назад команда поменяла состав. Впервые на «Дакар» поехали Эдуард Николаев, Айрат Мардеев, и Андрей Каргинов. Лучшим результатом оказалось четвертое место. Многие сочли это поражением, говорили о том, что команда приняла неправильное решение о смене состава. Однако, летом того же года в гонке «Шелковый путь» первое место занял экипаж Айрата Мардеева.
А в прошлом году на «Дакар» отправились три молодых экипажа «КАМАЗ-мастера». Конкуренты были уверены в своей победе - они пригласили к себе лучших пилотов и даже заранее выпустили продукцию с победной символикой. Но наши ребята взяли на том марафоне все три призовых места. Причем третье место Андрей Каргинов удержал на трех колесах: за 8 километров до финиша в его машине прокололось колесо.
Останавливаться было бессмысленно. И, разбрасывая куски резины от покрышки, спортсмены продолжили путь к финишу.
В нынешнем году победа нашим спортсменам досталась тоже нелегко. У Андрея Каргинова на втором спецучастке трассы поднялась температура до 40 градусов - ему поставили диагноз воспаление легких. Всю дорогу ребята обкладывали его льдом, а вечером буквально доставали из машины. Врачи запрещали ему ехать, но, взяв ответственность на себя, он продолжил гонку и выиграл «Дакар» 2014 года.