Заблуждения и иллюзии водителей
О некоторых из них рассказывает директор Учебного центра подготовки и реабилитации водителей в Набережных Челнах Айрат Калимуллин.
Треугольник аварийности
Одна из основных иллюзий большинства водителей, что они умеют безошибочно ездить на автомобиле. Об этом, например, свидетельствует так называемый "треугольник аварийности", который построили специалисты по результатам проведенного анализа. В основе его закладывается 50-60 тысяч ошибок или конфликтных ситуаций, которые допустил среднестатический водитель. Из них только 2-3 тысячи приводят к аварийным ситуациях. В свою очередь из них возникает примерно 50 реальных ДТП, и только одно заканчивается трагически. И вот, исходя из того, что дорога до поры до времени прощает большинство ошибок водителям, у них и складывается ощущение благополучия.
Поэтому все больше специалистов склоняется к тому, что изменить поведение водителей на дороге можно введением балльной системы. Повышение штрафов не является системой сдерживания. Реальные изменения могут произойти, когда злостные нарушители, перебравшие допустимую сумму баллов, будут изыматься из транспортного потока.
Не во всем виноваты "чайники"
Если распределить ДТП по причинам их возникновения, то 80% случились из-за ошибок водителей. 19% - из-за дорожных и погодных условий, 1% - из-за технического состояния автомобилей. Но если разобраться, в основе всех аварий лежит ошибка водителей. Ведь, находясь за рулем, нужно предусматривать неожиданное выбоины на дороге, в условиях ограниченной видимости, нужно предполагать, что неожиданно может появиться препятствие или выбежать ребенок, нельзя превышать скорость и выезжать на неисправном автомобиле и т.п. Но человек устроен так, что всегда ищет какие-то внешние причины, а не в себе.
Распространенное заблуждение, что наибольшее количество тяжких аварий совершают новички, опровергается статистикой. Начинающими принято считать водителей, стаж которых не превышает 2 лет. Так вот эта категория, может быть, совершает больше ошибок на дороге, но она не лихачит. На нее приходится всего 9,6% ДТП с тяжкими последствиями , на водителей со стажем до 5 лет - 18%, до 10 лет - 28%, до 20 лет 14%, свыше 20 лет - 6,7%. Так что головная боль гаишников - это не начинающие водители, а со стажем.
Гомеостаз риска
Есть такое понятие, как гомеостаз риска - это степень рискованного поведения и величины вызванных им потерь. Как организм поддерживает постоянную температуру, так и человек старается удерживаться на определенном уровне риска. Например, мало кто из водителей рискует разгоняться на старом "Москвиче" более 100 км/час, потому что становится страшно. А на иномарке эта скорость совсем не чувствуется, то есть уровень гомеостаза риска уже совсем другой. Поэтому на таких автомобилях чаще совершаются тяжкие ДТП. Многие водители становятся заложниками рекламы, которая убеждает их, что системы безопасности современных автомобилей исправят все их ошибки. Но это далеко не так. Например, водитель бросил автомобиль в занос, включаются защитные системы, но что они могут сделать, если колеса не цепляются за дорогу? То есть самоуверенный водитель создал такие условия, что никая электроника не в силах помочь. Нужно понимать, что если автомобиль в 10 раз дороже, это не значит, что он в 10 раз безопаснее проедет поворот.
Применимо это понятие и к пешеходам. Как это ни парадоксально, с ужесточением требований к водителям пропускать пешеходов на пешеходных переходах число наездов на них возросло. Потому что поведение пешеходов изменилось. Они знают, что их обязаны пропустить и, порой, не глядя на транспортный поток, с риском для жизни бросаются под машины. То есть у них гомеостаз риска уменьшился.
Подготовил Сергей РОДАЧЕВ