Замерзшие на дороге
Простое человеческое участие в беде другого объясняет взаимопомощь водителей в дальней дороге. Но, увы, не все следуют этим негласным правилам.
Вот, например, 31 января около 9 часов вечера на трассе Челны-Заинск из-за поломки остановился "Мицубиси-Галант», в котором находились двое мужчин и женщина с 10-летним ребенком. Сначала попытались починить, но потом поняли, что без помощи не обойтись. Стали голосовать. Однако в течение часа так никто из проезжавших мимо не остановился. В отчаянии позвонили спасателям. Приехавшие сотрудники МЧС и взяли иномарку на буксир.
Но прежде чем осуждать других, постарайтесь сначала поставить себя на место, нет, не пострадавших, а проезжающих мимо. Темень на полупустой загородной трассе, вдруг в свете фар появляются фигуры машущих руками людей... Вы бы остановились?
"Конечно, остановлюсь, если у кого-то сломалась машина, особенно зимой, да еще если там женщины с детьми", - отвечало большинство мужиков-водителей. Однако, видимо, лихие 90-е годы, когда на дорогах хозяйничал криминалитет, оставили у многих неисгладимый след. Некоторые честно признавались, что ночью останавливаться опасаются. "Проще оказаться трусом, чем лохом", - цинично, но точно сформулировал такую позицию один из водил.
Но даже если страх сильнее желания остановиться, то можно же позвонить в милицию, либо сообщить на ближайший пост ДПС. Порой у водителей, въезжающих в город, сотрудники ГИБДД сами спрашивают о дорожной ситуации, и не нуждается ли кто-то в помощи. Во всяком случае, в местной Гоставтоинспекции нас заверили, что всему личному составу даны указания в эту морозную погоду (да и в любых сложных метеорологических условиях) оказывать всяческое содействие тем, кто в пути. Вплоть до буксировки автомобиля, если нет возможности устранить неисправность на месте.
Ну а тем, кто на свой страх и риск всегда останавливается, следует не забывать об элементарных мерах предосторожности. Если есть сомнение в происходящем, не следует сразу же вплотную подъезжать к автомобилю и людям, которые просят вас остановиться. Оставляйте себе место для маневра. В ночное время желательно остановиться перед голосующими, чтобы в свете фар лучше рассмотреть место происшествия. Передачу не выключать, ногу держать на сцеплении. Дверцы должны быть заблокированы. И только убедившись, что люди действительно нуждаются в помощи, делайте, что должно.
"Была такая ситуация в 90-е, когда на казанской трассе у нас неожиданно закончился бензин в 12 часов ночи, - делится своим опытом один из челнинских автомобилистов. - Голосовали, но в темноте водители просто боялись останавливаться. Оттолкали машину на освещенное место. Тогда только остановился "уазик" в 100 метрах от нас. Долго нам пришлось его убеждать, что мы действительно нуждаемся в помощи".
Чтобы не попасть в описанные выше ситуации, небольшая напоминалка от бывалых:
* Отправляться зимой с детьми на ночь глядя в дальнюю дорогу - легкомысленно. Нужно планировать такие поездки с учетом короткого светового дня.
* Выезжающим за пределы города необходимо залить полный бензобак и только на проверенной заправке. Некачественный бензин, особенно в мороз, может сыграть злую шутку.
* В багажнике обязательно должны быть лопата и топор (в идеале - ещё ломик и ножовка), спички на случай разведения костра, буксировочный трос, запасное колесо, домкрат и подкладка под него в виде широкой доски, провода для «прикуривания», медицинская аптечка.
* С собой необходимо иметь запасную теплую одежду, теплые одеяла тоже не помешают, горячие напитки в термосе.
* Проверьте зарядку и баланс мобильного телефона. Если у вас нет денег на счете, набирайте 112. На этот экстренный номер можно позвонить даже без SIM-карты.
В качестве резюме хочется привести рассказ еще одного побывавшего в переделке водителя: "Однажды ночью в 30-градусный мороз сломалась машина. Выходил на дорогу, махал руками, показывал деньги, но никто не остановился. Когда почувствовал, что начинают отмерзать ноги, взял в руки трос и встал на колени. Только тогда остановился один автобус... Помогайте друг другу!"
Сергей РОДАЧЕВ