2 000 человек в час...
Трамвайная ветка на проспекте Набережночелнинский, строительство которой планируют завершить уже в нынешнем году, должна привлечь миллионы новых пассажиров, и городской электротранспорт перестанет быть убыточным. На это надеются представители трамвайного управления. Однако автобусные перевозчики не верят в грядущую транспортную революцию, считая, что большого передела на рынке пассажирских перевозок не произойдет. Специалисты ООО «Электротранспорт» обещают, что вагоны по проспекту Набережночелнинский будут курсировать через каждые 4 минуты. Пока их будет 36.
Длина рельсовой ветки, которая соединит новую и старую части города - 12.2 километра. Сметная стоимость проекта - 530 миллионов рублей, но уже сейчас эксперты полагают, что на строительство уйдет не менее 800 миллионов рублей. Ветка предусматривает пуск скоростного трамвая (он движется со скоростью свыше от 23 до 60 километров в час). Сейчас средняя скорость городского трамвая не более 19 километров в час. В будущем планируется создать для трамвая т.н. «зеленый коридор», который позволит вагонам пересекать перекрестки безостановочно. В результате движение из одного конца города в другой сократится на 15 минут, а общее время пути между конечными пунктами составит 40-45 минут независимо от маршрута. На каждой остановке появится табло с обратным отсчетом времени прибытия трамвая.
Но пока неизвестно, каким образом удастся наладить «зеленый коридор». Движение на перекрестках плотное, а вагоны должны ходить через каждые 4 минуты. Либо появятся более умные и современные светофоры, либо автолюбителей будут предупреждать о приближении вагона специальными сигналами и звуками. В любом случае, все эти новшества потребуют немало средств.
Ожидаемое увеличение пассажиропотока для предприятия составит около 7 миллионов человек. Сегодня ООО «Электротранспорт» ежегодно перевозит 23 миллиона человек, а будет 30 миллионов. Это возврат к лучшим временам для трамвайщиков, когда в Набережных Челнах еще не было микроавтобусов, которые и перетянули львиную долю пассажиров. После строительства новой ветки вагоны смогут перевозить по Набережночелнинскому проспекту более 2 тысяч пассажиров в час. И это только для начала. Большие автобусы перевозят 10-12 тысяч, маленькие - 4-5 тысяч пассажиров в час (и это статистика по всем маршрутам в городе). Один вагон трамвая способен вместить 187 пассажиров, гораздо больше, чем любой другой городской транспорт.
ООО «Электротранспорт» планирует избавиться от клейма убыточного предприятия, которому не раз грозило банкротство. Там собираются уже в ближайшие годы рассчитаться за 10 новых вагонов, которые приобрели по лизингу.
Новый рельсовый путь должен частично разгрузить от автобусов проспект Набережночелнинский. Предполагается, что некоторые автобусные маршруты исчезнут из-за потери клиентов. Люди смогут добираться в разные районы города без пробок.
По расчетам трамвайщиков, вагоны будут избавлять проспект Набережночелнинский от 150 автомобилей в час. Пользу должны почувствовать в первую очередь жители 32, 62 и 9 комплексов, которые дышат загазованным воздухом из-за обилия машин и светофоров. Однако жители окрестных домов должны будут привыкать к стуку колес трамвая. «А разве от автомобилей там шума меньше? - комментируеют специалисты ООО «Электротранспорт». - Тем более движение по проспекту Набережночелнинский бывает насыщенным и в позднее время, а трамвай по ночам курсировать не будет.
- Как пассажир с детьми, я сделаю выбор в пользу электротранспорта, потому что он безопаснее, - комментирует начальник отдела транспорта дорожного хозяйства Ильфат Исмагилов. - Я знаю, что водитель трамвая никого не будет безбашенно обгонять или подрезать. И даже если произойдет столкновение с участием вагона, то шансов остаться невредимым явно больше у пассажиров трамвая. И салон в вагоне просторнее, и двери широкие. Со своими колясками мамы или пенсионеры могут зайти. Сложные погодные условия трамваю не страшны. Что снег, что лед, что метель - вагон все равно пройдет.
- Я за развитие городского трамвая и за конкуренцию. Но не думаю, что строительство новой ветки сильно повлияет на городской рынок пассажирских перевозок, - считает руководитель «Пассажирского автокомбината» и президент Ассоциации перевозчиков Закамья Фаргат Набиев. - По нашим предположениям, на электротранспорт могут пересесть не более 10-15% горожан. Конечно, автобусные перевозчики потеряют часть клиентов, но не настолько, чтобы говорить о грядущем банкротстве каких-либо частников. Каждый может найти своего пассажира, если с умом подойти к делу. Не бывает такого, что в городе все хотят исключительно ездить только на трамваях или только на автобусах. Не будем забывать, что с проспектов Чулман или Мира по рельсам в старую часть города не доехать. И вряд ли люди будут добираться с пересадками.
- Великих потрясений не жду, - говорит председатель некоммерческого партнерства «Союза камских перевозчиков» Николай Тятюшкин. - И было бы наивно рассчитывать на то, что многие автолюбители во избежание пробок пересядут в вагоны. В Казани заторы гораздо хлеще, но люди не бросают личный транспорт ради трамвая. Каждый автолюбитель думает: не для того я брал машину, чтобы она стояла. Пусть пробки, пусть топливо дорожает, но они не пересядут в общественный транспорт. Я буду только рад, если все льготники перебегут к трамвайщикам, а «Электротранспорт» будет получать за них компенсации.
Открытие новой ветки должно состояться 25 декабря...