Привычки на ужин
Вместо пятерки ресторанов, кафе-мороженых и пельменных город за несколько лет оброс кафе, суши-барами, кофейнями, столовками. Закрылись одни рестораны, появились новые. Изменились и мы – их посетители.
«В советское время был поставленный на поток общепит, - говорит Светлана Зайцева, директор «Торговой фирмы «Океан». - Мы в обед делали три захода (по 100 посадочных мест). И вечером все было занято - цены были разумными, ресторанов было мало. Сегодня конкуренция огромная, и уровень зарплат таков, что очень востребованы столовые. Пойти обедать в ресторан могут не все».
Советские стандарты: везде котлета по-киевски и салат оливье по одним рецептам. Значение имел лишь фактор: вкусно - не вкусно, недосол-пересол. В 90-е годы в ресторан стали приходить люди, ищущие высокую кухню. «Съездили за границу, - говорит директор «Океана». - И пошел бум: лапки лягушек, каракатицы. Сегодня народ возвращается к нашей еде: кусок мяса, лапша, беляши». Если раньше за маленькую порцию фуа-гра клиент был готов отдать две тысячи, то сейчас на эти деньги он лучше закажет баранью ножку. Предварительно осведомившись, откуда мясо.
«Люди стали задумываться о здоровой пище, - отмечает тенденцию Сария Салимгараева, гендиректор ЗАО «Ашсу -НЧ». - Спрашивают, из чего приготовлено, хотят натурального». Раньше таких вопросов не было, так же как интереса к халяль-пище. Теперь уточняют. «По своему предприятию вижу, что стали мало есть свинины, - говорит Сария Салимгараева. - Тушковую свинину практически не заказываем, редко берем вырезку».
С поворотом в сторону здорового питания стали востребованы диетические блюда, приготовленные на пару, экологически чистые продукты. Важно все: калорийность блюд, чем заправлен салат и нельзя ли майонез заменить маслом. Изменилось отношение и к алкоголю: теперь на первом месте не количество, а качество спиртного.
«Если раньше на 100 человек брали восемь ящиков спиртного, сейчас – четыре. И еще остается». «Употребление алкоголя резко снизилось. На банкетах мало пьют. Если раньше на свадьбу брали спиртного из расчета 350-400 граммов на человека, сейчас по максимуму 250 граммов, и даже это не уходит. Очень много юбилеев и свадеб стало безалкогольных у мусульман».
Еще одна новая черточка посетителей заведений общепита – требовательность. «Красиво оформленные салаты берут охотней. И если на второй день заходят и видят такое же меню, говорят, что хочется чего-то другого».
Взыскательны мы стали во всех отношениях. «Все знают законы, свои права и требуют многого, - говорит Оксана Сударская, директор комбината питания ИНЭКА . - Люди хотят за свои деньги получить хорошее обслуживание. Официант должен знать, какое блюдо предложить, поинтересоваться предпочтениями посетителя». Фраза «Дайте жалобную книгу» не исчезла вместе с советской эпохой. Запись в этой книге - мощный рычаг влияния. Но воспользоваться им не все могут грамотно. «Считают достаточным накатать жалобу и швырнуть эту книжку. Но это эмоции, а вы должны по существу все написать и обязательно оставить координаты, потому что администрация должна с вами связаться».
А если обслуживание понравилось? Посетители старательно отсчитывают десять процентов от суммы заказа, чтобы отблагодарить официанта? По словам рестораторов, оставлять чаевые еще не стало для челнинцев нормой. «Чаевые русские не дают не только у нас, но и за границей». «Это сложившаяся традиция, менять ее надо не один год. Чаевые – это еще и благополучие города. Москвичи оставляют так, что официанты могут получить четыре зарплаты. А если в городе зарплата низкая, отдавать еще 10% от заказа просто так не станут».
По словам рестораторов, перестали быть востребованными завтраки, канули в небытие семейные обеды по выходным в ресторане. Зато стало модным готовить самим. Но что бы ни менялось – мы не теряем аппетит.
Ольга Арминен