Драконы в библиотеке
Вчера в Центральной библиотеке Набережных Челнов прошел пятый фестиваль фантастики F-4. В этот раз темой фестиваля стали драконы в фэнтези, мифах и сказках. Любители фантастики могли посетить несколько порталов сообразно своим вкусам и интересам: литературный, игровой, художественно-графический и музыкальный. В актовом зале библиотеки шел фильм Марка Захарова «Убить дракона» по мотивам пьесы Евгения Шварца. Впрочем, нашлись увлечение и для тех, кто в целом был равнодушен к теме драконов. Желающие могли, к примеру, поучаствовать в китайской чайной церемонии или освоить искусство аквагрима.
Участники же ждали, пожалуй, одной из самых интригующих составляющих вечера — подведения итогов фестивальных конкурсов. Победителей ждали ценные призы — электронные книги. На литературный конкурс было прислано более 60 работ из России, Украины, Белоруссии и Казахстана. В возрастной группе до 16 лет победил сын известного фантаста Антона Первушина — Алексей Первушин. Победителем среди взрослых авторов стал челнинец Глеб Ковзик, учащийся исторического факультета.
Для участия в конкурсе мэйл-арт требовалось нарисовать дракона на конверте и отправить его по почте в Центральную библиотеку. В результате одна из стен библиотеки была полностью украшена «конвертными драконами» - дикими, но симпатичными.
На фестиваль приехали авторы московского журнала о фантастике и фэнтези «Фан-City». Главный редактора журнала Диана Аранская рассказала корреспонденту «Челны ЛТД» о последних тенденциях в мире фантастической литературы.
Очень большую роль играет популярность того или иного произведения. Например, когда Гарри Поттер стал популярным, то все начали писать про юных волшебников, захлетснула какая-то волна подражаний. Потом появились «Голодные игры» - стали писать про тинейджеров, которые вынуждены выживать. Мода формирует литературный вкус. Хотя есть вечные темы в научной фантастике — освоение космоса, инопланетяне, которые всегда будут в тренде.
Принято считать, что фэнтези — это литература для детей и подростков. В современной литературе меняется отношение к этому жанру?
Да, безусловно. Появилась большая категория читателей — кидалты. Это так называемые «большие дети», которые и во взрослом возрасте увлекаются фэнтези и фантастикой. И таких людей становится все больше. Это своего рода эскапизм, когда люди уходят от реальности в более интересный, сказочный мир. Особенно это проявляется в России, где у многих идет затянувшийся процесс охлаждения к политике. Большая же часть детей и подростков перестала читать — они заняты компьютерными играми, социальными сетями. Поэтому писатели фэнтези находят отклик на свои произведения у взрослых, которые еще не перестали в душе быть детьми.
А есть какой-то алгоритм успеха в фантастической литературе?
Успех возможен, когда писателю удается вытащить из генетической памяти людей близкие всем образы, архетипы. Как например удалось это сделать, уже упомянутой Джоан Роулинг с Гарри Поттером. Казалось бы избитый образ, но он попал в самую точку.