Поведение без задачи
Мы наблюдали детей двух лет, которые проводили довольно много времени ничего не делая, стоя на месте. Может быть, конечно, они обдумывали великие дела, но, по данным наших исследований, высокий процент «поведения без задачи» (от 15 до 25% времени) у детей двух лет говорит о плохом развитии. Если двухлетний ребенок проводит подобным образом 4—5% своего времени, мы полагаем, что он ведет себя нормально.
«Провождение времени». Иногда мать говорит двухлетнему ребенку: «Подожди меня здесь, пока я принесу тебе чистое белье» или: «Подожди, я постелю тебе постель». Если ребенок действительно послушно ждет и не может отыскать для себя занятия, мы называем этот вид деятельности провождением времени. Если ребенка 14 месяцев поместить в манеж, коляску или высокий детский стульчик на довольно длительное время—это и будет типичным «провождением времени». «Провождением времени» мы считаем прогулку в коляске. Если ребенок может чем-то по-настоящему заняться даже тогда, когда его движения ограничены психологически или физически, мы не считаем, что он «проводит время». Если, например, ребенок в манеже получает необычайно привлекательную игрушку или маленький предмет и играет с ними более 15 секунд, то мы рассматриваем это уже как форму активной игры. Однако ребенку чрезвычайно трудно играть активно, если он заключен в манеж, высокий стульчик, кровать, маленькую комнату. Вы, наверное, предполагаете, что ребенок VI фазы, сидя в коляске, впитывает вес, что видит на улице. Но дело обстоит совсем иначе, Наши наблюдения показывают, что дети не выносят для себя ничего полезного из таких прогулок, потому что их движения ограниченны.
Рассматривание и прислушивание. Значительную часть дня ребенок VI фазы развития рассматривает человека и прислушивается к тому, что он говорит. Типичным примером такого поведения является ребенок, смотрящий на свою мать или старших детей в семье, которые говорят доступным его пониманию языком. Ребенок может рассматривать живого человека и слушать его речь, а также рассматривать человека, которого он видит на экране телевизора, и слушать его речь. Но чем больше живой речи обращено к ребенку, тем лучше для негр.