Библиотеки: «Возвращайтесь, стало лучше»
Накануне 27 мая, Всемирного дня библиотек, мы узнали, насколько с советских времен изменились библиотеки и читатели, какие книги предпочитает молодежь, и зачем компьютеры посетителям.
Пару лет назад депутаты горсовета озадачились вопросом: а нужны ли вообще городские библиотеки? Может заведения закрыть, помещения приспособить подо что-то более жизненное? Посадили учетчиков посетителей и сразу отступили: народ-то ходит! В какой день не придут специалисты счетной палаты без предупреждения – скучать не приходится, знай ставь точки: 1, 2, 3… В год у центральной библиотечной системы почти полмиллиона посещений, в среднем больше тысячи в день выходит. «Возможности у всех разные, не все могут книги купить», - объясняет заместитель директора ЦБС Регина Каюмова. Выходит, депутатам не стоит мерить по себе, рассказывая о своих успешных детях, справившихся без библиотек.
В советские годы читали почти все. Особенно активно шли на сотрудничество школы, приучая детей к культуре чтения. Малышей классами записывали в абонемент ближайшей библиотеки. Школьники постарше обращались за книгами по внеклассному чтению. Студенты, еще не догадывающиеся о грядущем счастье под названием «скачать реферат», переписывали от руки нужные цитаты. Рабочий класс читал отраслевую литературу, за художественной всегда шло старшее поколение. Налаженная система рухнула вместе с союзом. Многие годы библиотеки совсем не финансировались, фонды не обновлялись. Библиотеки не могли купить литературу, интересную читателю, и теряли его. Выживали за счет платных услуг, в 90-е выбрали приоритетное направление – студентов. В городе открылось много вузов, у которых еще не было своих книжных фондов, студенты устремились в городские библиотеки. «Мы старались покупать отраслевую литературу, многие ходили именно за ней», - говорит Регина Каюмова. Этот поток иссяк быстро: платные вузы обзавелись своими фондами. Сейчас главный читатель ЦБС – дети. Именно на них ориентируются в первую очередь, обновляя литературу. На полках появляются красочно переизданные Драгунский, Носов. Есть и «легкий» жанр для детей: прочесть и забыть. Взрослую книжку такого сорта возьмешь в руки и просто скривишься, а детская книга с фразой: «я не стала париться, фигня-вопрос», ввергает в шок. Или пусть, лишь бы читали?
Кто был верным читателем всегда – это пенсионеры. Раньше чаще с сентября по июнь ходили, а теперь регулярно, на дачу тоже берут книжки. Наевшись в 90-е разным трэшем, чаще зарубежного производства, сейчас возрастные посетители снова возвращаются к деревенской прозе, из детективов предпочитают российских авторов. А вот спрос на классику так и не вернулся. «В день в наш филиал приходит 50 человек, зарубежную или русскую классику берут 2-3 человека максимум, - говорит заведующая филиалом в поселке ЗЯБ Гузель Блинова. - Молодое поколение больше любит читать Шилову. Каждая ее героиня стремится выйти замуж за богатого, ради этого готова всех предать и пройти по трупам. Посерьезней читатели любят Устинову, меньше стали читать Маринину, от Донцовой устали. Появились новые авторы: Татьяна Грамаш-Роффе, Елена Михалкова, к ним интерес большой. Читают Дину Рубину, Людмилу Улицкую. Перестали читать Петрушевскую. А женские романы читать продолжают».
Изменились мы, наши вкусы – меняются и библиотеки. В лучшие годы в системе было 30 филиалов, сейчас осталось 19. Чтобы расширить аудиторию, действуют передвижки в санаториях, пришкольных лагерях, центре реабилитации. Есть модельные библиотеки. «Модельная — от слова современная модель библиотеки, - поясняет директор ЦБС Венера Гайнуллина. – Они появились с прошлого года. Несколько обычных библиотек оснастили техникой: компьютеры, телевизор, МФУ, сетевое обеспечение». Не у всех дома есть компьютеры, взрослые приходят за нужной информацией, дети играют, смотрят мультфильмы.
Теперь библиотека - не только библиотека, но и досуговое учреждение, в котором проходят массовые мероприятия. Каждая неделя - встреча с писателями, клубы по интересам. Приходят по вечерам, чтобы за чашечкой чая обсудить книги, пообщаться. Это вам не «фигня-вопрос».
Ольга Арминен