Что поменял новый директор лицея N78
Набережные Челны, школьные новости: В коридорах Пушкинского лицея в День самоуправления взрослых почти не видно. В приемной меня встретила новоиспеченный директор Алена Комарова. Статная девушка в белой сорочке и строгом пиджаке, с бэйджиком на груди, с папкой документов в руках, уверенная и приветливая - она полностью отвечала моим представлениям о современном директоре школы.
Алена предложила экскурсию по своей школе, в которой еще вчера была ученицей 11А класса. "У нас, - говорит она, - все работает в обычном режиме". Хотя было заметно невооруженным взглядом, что все отнюдь не обычно - в школе чувствовалась атмосфера праздника. Учащиеся были нарочито вежливы и послушны, на перемене звучала современная музыка. "Директор" объяснила, что ребятам разрешили делать музыкальные перемены, а плей-листы они составляли сами. За время посещения прозвучало несколько композиций в стиле «рэп». И как ни странно, «играла» музыка из отечественных мультфильмов.
- Сегодня школа полностью за учениками, - со знанием дела рассказывает директор. Настоящие учителя на уроках только присутствуют, не вмешиваясь в учебный процесс. Только изредка им приходится помогать новым учителям отвечать на дополнительные вопросы по таким сложным предметам, как физика и химия. За неделю до мероприятия была «летучка», на которую пришли все претенденты на «дублеров» (заместителей учителей). Желающих оказалось неожиданно много. Брали всех, несмотря на личную успеваемость в школе. И среди дублеров было немало мальчишек - это дает надежду, что в будущем хотя бы часть может оказаться в школах в качестве настоящих учителей.
Старшеклассники пошли нести знания в свою параллель и в среднее звено. Семи- и шестиклассникам доверили преподавать в начальных классах.
Прервав нашу экскурсию, в одном из коридоров школы директора перехватили "завучи":
- Алена Алексанна, вы приказы подписали?
- Да, я уже повесила внизу.
Все по настоящему - в обязанности директора входит организовать учебный процесс, раздать всем полномочия, ставить задачи и контролировать их исполнение, издавать и подписывать приказы. Легким росчерком авторучки директора несколько человек назначены на должности заместителей по учебной части, по хозяйственной.
Говорит Алена Комарова: "Мы постарались, чтобы День самоуправления запомнился ученикам не только уроками, но и переменами. Перерыв после первого урока был у нас переменой «обнимашек»: любой мог подойти к человеку и предложить обняться. И никто не был против".
Эта игра, считает директор, стала ценной педагогической находкой, сблизившей учеников. Продумала новая администрация и форму получения обратной связи от учащихся. В фойе стояли индикаторы настроения - специальные ящички, куда опускались бумажные смайлики разных цветов, отражающих сегодняшнее настроение ученика по специальной цветовой шкале. Рядом с ящичками разместили огромное лицейское «дерево дружбы» - это плакат, где каждое яблоко состоит из двух половинок, принадлежащих двум близким людям. Например, друзьям, или влюбленной парочке.
Алена Александровна (теперь обращаться к ней хотелось только так) рассказала мне по дороге на урок, что ее появление на месте "директора" школы неслучайно. В течение всей школьной жизни Алену Александровну тянуло на ответственные руководящие должности. В 5-м классе она стала старостой, в 7-ом вступила в совет лицея. В 10-м девушка была выбрана президентом совета лицея. И вот теперь она «дослужилась» до должности, хоть и временной, директора школы. Свой талант вновь испеченный руководитель планирует развивать, поступив на факультет Государственное муниципальное управление. "Может быть, я будущий мэр или президент", - говорит Алена с улыбкой. С ее уст это прозвучало нисколько не самонадеянно.
Пройдя по коридорам школы, заходим в класс информатики. Тема урока в 9 классе «Exel - изучение формы». Его ведет Марсель Шарипов, ученик 11Г. «Я сам сдаю на ЕГЭ информатику, много читал и тренировался, и понял, что смогу передать свой опыт и знания другим», - говорит он. Страх перед уроком у парня конечно же был, помогла уверенность в своих глубоких знаний предмета. Удивительно, но в классе стоит тишина. Все работают. Ученики признаются, что относятся к своему сверстнику, стоящему у доски, с пониманием, стараются поддержать его.
После урока возвращаемся в приемную По пути встречаем настоящего директора Пушкинского лицея - Зою Васильевну Редько. На вопрос, что она думает о Дне самоуправления, отвечает с широкой искренней улыбкой: «Во-первых, это бесценный опыт для ребят - почувствовать себя в роли взрослого человека, ответственного за какой-то определенный объем работы. Мне было очень приятно видеть, когда в актовом зале был аншлаг из лицеистов, желающих вести уроки. Наверное, не все из них пойдут в учителя. Но если хотя бы 2-3 человека, это будет замечательно!»
Трудовой день завершился педсоветом, где провели итоги эксперимента. И ученики, и учителя сходятся в мысли, что мероприятие это нужное и интересное. Для учеников это смена привычной обстановки, для «дублеров» - новый жизненный и профессиональный опыт. А для учителей - возможность хоть один денек отдохнуть от привычной работы.