Маляр против дизайнера
Для нескольких школ города дизайнеры разработали проекты цветовых решений. О том, что из этого получилось, рассказала руководитель челнинского отделения союза дизайнеров РФ, директор школы архитектуры и дизайна «ДА-ДА» Татьяна Хайман.
- Есть такое понятие - «визуальная экология». Человек, даже не осознавая этого, ощущает недомогание, когда в интерьере отсутствует ритм и цветовые акценты. В Голландии – туманы и дожди, но все дома цветные, и города смотрятся жизнерадостными. У нас центр практически весь серый. Фасады вдоль улиц плоские, и так на одной стороне улицы, и на другой. Скользишь по ним взглядом, и мозг отключается от этой монотонности: нет смены ощущений, эмоций. Это проблема!
И помещения внутри такие же. Когда в школе коридоры казарменного типа, дети становятся более возбудимыми. Ребенок не может переключиться, нет смены обстановки, ощущений. А ведь для каждого возраста свой цвет: успокаивающий, тонизирующий или настраивающий на умственную деятельность. Но в школах, как начинают красить - все в персиковый цвет от начала до конца.
Последние 3 года руководство города и республики вкладывает средства в реконструкцию и ремонт детсадов и школ. И благодаря грамотному подходу архитекторов и дизайнеров, они стали образцом для подражания не только в Татарстане. Но необходимы и понимание руководства школ, детсадов и, конечно, строителей. Часто срабатывает местечковость.
Наши студенты кафедры дизайна НИСПТР под руководством Наталии Григорьевой сделали проект для школы №29. А нам говорят: учитель сказал, что этот цвет не любит, хочет персиковый. Человек, который является специалистом в своей сфере, не имеет права диктовать, что делать, специалисту другой сферы. Если Наталия Михайловна говорит, что эта стена должна быть чуть светлее, а эта - чуть темнее в одном тоне, и акцент должен быть - значит, должен быть! А то начинается: давайте там что-нибудь переделаем. Я отвечаю, что ничего переделывать не буду. Хотите - пишите Халимову (руководителю управления образования - ред.), что несогласны. Не было ни одного случая, чтобы он не поддержал дизайнеров.
Для школы на ГЭСе делали проект колористики. В итоге все покрасили одним цветом. Почему? К сожалению, в ремонт школы входит только 6 позиций: входная группа, подвал, крыша, электричество до щитка, батареи, канализация. Сэкономленные деньги идут на косметический ремонт. Каждый директор хочет для своих учеников красивую школу. Летом рабочие в дефиците: дадут на неделю таких, что лишь бы махануть одним цветом. Мне кричала в школе на ГЭСе мастер маляров: «Иди подальше со своей колористикой! Чтобы я за неделю еще и краску разводила здесь! Вот есть бачок краски, им и покрасим».
Когда строители ушли, позвонил директор, слезно говорил, что должен Шайхразиев школу принимать, надо покрасить в трех местах что-нибудь. В шесть утра подняла дизайнера Татьяну Васильеву, поехали в школу... Вот так это в жизни происходит. А можно было сделать конфетку!
В городе были сделаны проекты колористических решений для 4 школ, в ходе ремонтов они нигде в полном объеме не были реализованы. Образцом может служить лишь лицей №80.
Татьяна Хайман вздыхает: «Детей сначала в садике на холодный горшок сажают, потом в школе - безликие коридоры. А мы потом удивляемся, что ребенок нервный и учиться не хочет».