Насколько надежны «наши» самолеты
Авиаторы утверждают: самолет - самый надежный вид транспорта. Человек гораздо больше рискует, перемещаясь, к примеру, на автомобиле. Только в нашей стране в ДТП ежегодно погибает около 30 тысяч человек. И далеко не каждая трагическая авария попадает в сводки новостей. А вот если крушение терпит воздушное судно, об этом узнает весь мир. По данным Всемирного фонда безопасности полетов, в среднем за один год жертвами авиакатастроф становятся 570 человек - столько же погибает на российских дорогах за четыре дня. При этом 85% воздушных происшествий приходится на страны «третьего мира».
«Дело не в определенной модели самолета, а в качестве контроля и обслуживания техники, - уверяют специалисты аэропорта «Бегишево». - И, разумеется, человеческий фактор (ошибки экипажа) никто не отменял».
Несколько общественных организаций заявили, что будут добиваться принятия закона о праве пассажиров на информацию о самолетах и пилотах. Так как даже купив билет, человек не всегда знает, на чем он полетит, не говоря уж про сведения о том, когда был выпущен лайнер, насколько он надежен и сколько часов налетал на нем экипаж. «Иногда даже пилоты не знают, какой конкретно самолет полетит на следующий день», - махнули рукой сотрудники аэропорта.
Мы решили узнать, какие самолеты используются при полетах из «Бегишево».
«Боинг-737» (Авиакомпания «Татарстан») - рейсы в Москву, в Анталию и в Египет.
Самый популярный в мире лайнер. Каждые пять секунд взлетает хотя бы один «737-й». «Боинг-737» - общее название более десяти типов воздушных судов. Крейсерская (оптимальная) скорость – 807-852 км/ч. Обычно на зарубежные курорты из «Бегишево» вылетает «Боинг-737-500» (103-122 места), а в
Москву «Боинг-737-400» (146-168 мест).
В Лондоне составили рейтинг самых опасных и безопасных самолетов, подсчитав количество крушений со смертельным исходом, в котором не учитывались авиакатастрофы, связанные с терроризмом. Самым опасным был признан «Боинг-737» JT8D. Вторая и третья строчки в этом рейтинге у российских лайнеров «Ил-76» и «Ту-154». В то же время в десятке самых безопасных в мире самолетов находится «Боинг 737» CFMI. В России последнее крушение «737-500» произошло в 2008 году при рейсе «Москва-Пермь». Следствие пришло к выводу, что самолет упал в Пермском крае из-за ошибок экипажа, а пилот за штурвалом был пьян.
В целом самолет является одним из самых надежных. Но проблема в том, что в мире летает около 500 старых «Боингов»: «Возрастные машины требуют более интенсивного ухода, но тем не менее эти лайнеры эксплуатируются такими авиакомпаниями, которым зачастую не хватает средств для полного технического обслуживания и обучения пилотов», - утверждают специалисты.
«Як-42» - Москва и Анталия.
В расписании полетов из «Бегишево» он не указан, но когда не хватает «Боингов», компания «Татарстан» направляет в наш аэропорт именно этот среднемагистральный трехдвигательный самолет. Разработан в СССР еще в середине 1970-х для замены технически устаревшего Ту-134. Крейсерская скорость – 750 км/ч, вместимость до 120 пассажиров. Несмотря на более высокий расход топлива по сравнению зарубежными аналогами, он продолжает оставаться рентабельным самолетом и активно эксплуатируется в России. На сегодня износ авиапарка среди «Як-42» составляет примерно 50%, что гораздо лучше, чем у других отечественных самолетов, выпущенных в Советском союзе. За все время полетов разбились 9 самолетов «Як-42», погибло 569 человек. Последняя трагедия связана с хоккейной командой «Локомотив» (Ярославль) - лайнер разбился при взлете.
«CRJ-200» (авиакомпания «АкБарсАэро») - Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Баку.
Небольшой канадский самолет летает с 1991 года. Вмещает до 50 человек. По скорости (крейсерская 827 км/ч) его можно сравнить с более крупными лайнерами, при этом он более экономичен. За всю историю было потеряно 11 самолетов, но в нашей стране с их участием не случалось ни одной катастрофы.
В некоторых случаях компания «АкБарсАэро» взамен отправляет «Як-40» - отечественный трехмоторный турбореактивный низкоплан, созданный в СССР еще в 60-ые годы прошлого века. Крейсерская скорость – 510 км/ч, вместимость до 36 мест. Среди авиаторов получил прозвище «окурок» за короткий фюзеляж и дымный выхлоп двигателей. А по причине сравнительно высокого расхода топлива имеет прозвище «истребитель керосина».
Потеряна почти сотня таких самолетов, погибло более 900 человек. Один из самых известных случаев произошел в марте 2000 года: машина разбилась при взлете из-за обледенения. Среди погибших был известный журналист Артем Боровик.
«Ту-204» - компания «Ред Вингс» - Анталия.
Российский среднемагистральный самолет, эксплуатируется с 1994 года. Правда, их не так много. В настоящее время производится до 10 лайнеров в год (вместе с казанскими «Ту-214»). Крейсерская скорость 830-850 км/ч. Вместимость до 204 пассажиров. «Ту-204» должен был стать таким же массовым, как и его предшественник «Ту-154», но из-за высокой стоимости по сравнению с подержанными импортными самолетами этого не произошло. Зато может похвастать другим - с начала эксплуатации самолета с ним не случалось происшествий, повлекших людские жертвы. В нескольких случаях у лайнера отказывали двигатели. К примеру, в апреле прошлого года «Ту-204» авиакомпании «Ред Вингс» по этой причине совершил аварийную посадку в сочинском аэропорту. Выяснилось, что отказы были вызваны наличием в топливных баках запрещенных примесей.
«Аэробус 320» (Авиакомпания «Авианова») - Москва.
На сентябрь 2011 года в катастрофах был потерян 21 самолет, погибло 790 человек. Но в нашей стране с участием этой машины авиакатастроф с жертвами еще не было.
Здесь скорее нужно говорить не о надежности самолета, а о надежности самой компании. В ней происходит финансовый конфликт акционеров. Компании, которые передали лайнеры в лизинг «Авианове», требуют платы за них. Часть рейсов этого перевозчика регулярно срывается. И будущего у «Авиановы», видимо, уже нет...
«ATR-42» (Авиакомпания «ЮТэйр») - Москва (в этом направлении «Ютэйр» также использует в «Бегишево» воздушное судно «CRJ-200»).
Франко-итальянское двухмоторное воздушное судно для среднемагистральных перелетов. Выпускается с 1984 года. Номер «42» в имени самолета означает количество пассажирских мест, которое варьирует между 40 и 50. Крейсерская скорость - 540 км/час. Дальность полета при полной загрузке составляет 1500 километров. Было потеряно 23 самолета, но в России обходилось без трагических происшествий.
Ленар БАТЫРШИН