От Сидоровки до Москвы
Машины с шашечками в нашем городе давно не роскошь. Приезжие и вовсе удивляются смешным, на их взгляд, расценкам. Вызвать машинку в Альметьевске стоит от 80 рублей, в Казани - от 100, в Уфе - от 120, в Москве - от 300. А у нас до недавнего бездорожья можно было доехать за 50-60 рублей.
«Две недели возил столичного предпринимателя, - рассказывает Ильсур. - Он все поражался тарифам. Однажды признался, что его подчиненные меньше 35 тысяч не получают. Чего же в Челнах с такими зарплатами на такси не кататься? А у нас люди каждую копейку считают. Если у тебя на 5-10 рублей проезд дороже, перестанут обращаться».
Бешеная конкуренция
Любопытно, что назвать точное количество фирм, оказывающих в городе подобную услугу, не может никто.
- Раньше нужно было оформлять лицензию на пассажирские перевозки на коммерческой основе, - напомнил ведущий специалист отдела транспорта исполкома Рашид Закиров. - Несколько лет назад ее отменили. Теперь они регистрируются как предприниматели, предоставляющие информационные услуги. Почти все водители таксуют на своих автомобилях, а эти фирмы просто координируют их поездки, предоставляя связь. Больше никакой ответственности они не несут.
Некоторые специалисты утверждают, что в городе их больше сотни, в автопарке каждой от 20 до 500 машин. А многие уверены, что этот бизнес поглотил 5-10% автомобилей от общего количества. Всего их в Челнах, напомним, чуть более 130 тысяч.
«Конкуренция бешеная! - заявляют предприниматели. - И далеко не все выживают. Надо постоянно быть на слуху. Даже если ты раздал десятки тысяч визиток, всегда нужна реклама. Человек зачастую звонит по первому попавшемуся номеру. К тому же необходимо постоянно развиваться. Для привлечения клиентов многие избавляются от «классики». За 50 рублей ныне возят только в «окушках» или в «пятерках». Но большинство горожан предпочитает уже совсем другие машины».
Спрос по-прежнему превышает предложение. В выходные и праздничные дни до операторов, бывает, не дозвониться. Или вам отвечают, что машин в наличии нет, предлагая подождать минут 20-30.
- Текучесть кадров большая, - объясняют в конторах. - Таксист всегда ищет, где лучше, чтобы сборы с заказов были поменьше. Открываются новые фирмы, они только пытаются встать на ноги и привлекают водителей более выгодными условиями. Таким «точкам» надо еще заявить о себе, номера их телефонов не у всех в памяти. Люди пытаются обращаться в более популярное такси. Но там не всегда справляются с огромным количеством заказов.
«Это только часть ответа, - считает бывший таксист Михаил. - Многие просто уходят. За 5-6 лет такой работы можно «убить» даже новую машину. Дороги плохие, во дворах не проехать. И здоровья явно не прибавляется, постоянно сидишь, толком не спишь и не ешь. А многие водители свои права явно купили. За два года мой «Хундай Акцент» три раза «клевали» в простых ситуациях. Что касается выручки, в день у меня выходило около тысячи рублей. Но с тратами на ремонт и бензин оставалось 500-600. Подумал, не стоит оно того».
- Делать выводы о заработках таксистов со слов двух-трех человек глупо, - рассуждают владельцы фирм. - График у всех свободный. Один может просто сделать 3-4 рейса, скопить на пакет продуктов и уехать домой. Тем более, если у него есть основная работа. А другой может заработать чистыми и две тысячи рублей за сутки, но за рулем по 12-15 часов. У нас есть водители, которые на «окушках» катались, а сейчас на джипах разъезжают.
Черные списки
«С каждого заказа, независимо от того, куда таксист направляется, сбор составляет по 12-15 рублей, - поведала предпринимательница Елена Васильева. - Чем больше поездок он сделает, тем меньше сумма сбора. 6 рублей 50 копеек с заявки идет в карман диспетчера. Хороший комплект оборудования для связи стоит около 3500 рублей. Водитель может его арендовать и за 300 рублей в неделю. Таксисты и операторы заинтересованы в клиентах, поэтому жалоб на хамское обслуживание у нас нет. Денежные наказания существуют, если водитель, к примеру, вовремя не сдаст выручку - штраф 100 рублей».
- Бывает, что некоторые ушлые пилоты приобретают по две-три рации и настраиваются на каналы сразу нескольких контор, - рассказывают таксисты. - И сразу реагируют на удобные заказы. Рано или поздно таких вычисляют, иногда и до рукоприкладства доходит. Не воруй клиента!
Диспетчерские пункты размещаются в обычных комнатах. Принимают вызовы от двух до пяти операторов. На столах - базы для связи с таксистами, телефоны с определителем номера, микрофоны, карточки для учета очередности машин, а также огромный прейскурант цен. Звонки раздаются постоянно. Даже в туалет девчонки отлучаются по очереди.
«Черные списки» неблагонадежных клиентов существуют в каждой конторе. Есть там и телефоны, и адреса. Нередко операторы помнят их на память. Попадают туда те, кто «обламывал» таксистов неоднократно: «Человек может передумать и отключить телефон, может собираться часами или заказывает сразу две-три машины, мол, кто быстрее приедет, к тому и сяду».
Неудобные районы
«Таксовать лучше с вечера, но это гораздо опаснее, - делятся опытом «шефы». - Большинство все же предпочитает кататься днем. Доходов поменьше, зато здоровья больше. Да и не всем нравится возить в своем автомобиле пьяных гуляк. Есть, конечно, клиенты, которые под хмельком могут щедро заплатить, а есть и неадекватные пассажиры, сразу вызывающие тревогу. Были случаи, когда наркоманы умирали в дороге от передозировки. Или отморозки показывали ножи, отказываясь платить. В драки стараемся не ввязываться. Могут разбить не только лицо, но и автомобиль. Если пострадал, лучше в таких случаях вызывать милицию. Но под сидением у многих водителей лежат и монтировки, и газовые баллончики, и даже травматы».
Днем нередко возникают пробки. Именно по этой причине не все таксисты любят заказы в старую часть Челнов. Есть неудобные кварталы и в Новом городе, где во дворах очень много припаркованных автомобилей и мало сквозных проездов. Долго приходится плутать в 25, 32, 58 микрорайонах. Неохотно едут водители и на окраины - в 50, 51 или в 52-й.
Про тарифы
Границ для таксистов не существует. Могут отвезти в любой город - лишь бы платили. Междугородний тариф - 10 рублей за километр. «Однажды мужчина заказал машину для поездки в Сочи! - удивили в одной из служб. - Хотел искупаться в море, а следующим утром отправиться домой. Но в таких ситуациях водитель не рискует и берет деньги вперед».
Для постоянных клиентов есть и дополнительные услуги. Чаще всего - доставка продуктов. Диспетчер диктует, водитель покупает. Помимо чека, таксисту надо заплатить 120 рублей.
«Просят привезти не только пиццу, гамбургеры из «Макдональдса» или бутылку шампанского. Многим лень сходить даже за пачкой сигарет, а иногда заказывают и презервативы, - рассказывают операторы. - Зимой обычные автолюбители нередко просят дернуть заглохшую машину - в рублей 150 обойдется. О буксировке в гараж или в сервис договариваются непосредственно с таксистом, цена зависит от расстояния. За доставку машин пьяных водителей почти никто не берется. Во-первых, возиться с ними не хочется, заказов и так много. Во-вторых, как садиться в чужой автомобиль, если ты не вписан в страховой полис? Гаишники у нас на каждом шагу...»
- В новогоднюю ночь будет двойной тариф. А может, и выше, - предупреждают службы такси. - Это в начале кризиса цены почти не взвинчивали, а сейчас можно предположить, что наши услуги в эти часы вновь будут очень востребованы.
Ленар БАТЫРШИН, batyrshin@chelnyltd.ru
Снегопады внесли свои коррективы. Тарифы подорожали на 5-15 рублей.