Стареющих учителей некем заменить
Средний возраст челнинских учителей - 44,5 года. Самые молодые - учителя иностранных языков ( 40 лет) и рисования (42,2). Больше всех педстажа у преподавателей химии (49,9), технологии (48,9), русского языка (48,6), физики (48,2), математики (48,1). Эти данные прозвучали на совещание директоров школ. По данным управления образования, в 2012 году не будет хватать 143 предметника. «Если государство учителей-пенсионеров и с выслугой лет вдруг отправит на отдых, то в 44 школах некому будет преподавать химию и биологию. Много вакансий появятся на преподавателей русского языка и математики. Сегодня одни учителя вынуждены вести непрофильные предметы (химия - география), а другие - имеют неполные ставки: по шесть, девять часов в неделю. И только в средних классах. Старшие классы они боятся брать из-за ЕГЭ», - говорит Фирдаус Ивлева, директор 36 гимназии «Золотая горка». По ее подсчетам, на омоложение педагогических коллективов школ нужно 5 лет. Но многие студенты Набережночелнинского института социально-педагогических технологий и ресурсов (НГПИ), по признанию его ректора, Файрузы Мустафиной, после практики отказываются от учительской карьеры: «Наших студентов школьные учителя учат жизни. «Куда ты пошла? На нищенскую зарплату...» И в нашем институте нашелся такой педагог, который счел нужным сказать будущим учителям: «В учителя идут неудачники».
Рамиль Халимов, начальник управления образования, школу сравнил с армией: «В армии - дедовщина, а в школе - бабовщина. Директора школ не хотят опускаться до молодых специалистов, а учителя не хотят делиться опытом просто так. За деньги - пожалуйста. Во время совещания я внимательно смотрел в ваши глаза. И вот что там увидел: «Осталось немножко до пенсии, еще чуть-чуть доработаю, а там трава не расти». В школах появилась такая практика: заманивать сильного учителя. Готового, с которым не надо возиться. У которого хорошая зарплата, ведь с молодыми специалистами появляется отрицательная динамика категорийности и средней зарплаты.
Критерии оценки школ должны измениться. Одним из лучших показателей должна быть работа с молодыми специалистами».
Ирина СИВКОВА