Суперпластик Зверева и Болтакса
В Набережных Челнах в недрах Камского индустриального парка «Мастер» используется в производстве материал, который заменяет собой цветные металлы при изготовлении многих деталей. Детали при этом получаются в разы дешевле, легче и долговечнее металлических. А во время эксплуатации они намного тише и не требуют смазки из-за низкого коэффициента трения. Авторы этого материала - предприниматели, механик Андрей Болтакс и химик Сергей Зверев.
- Мы назвали свое детище «римамид». Это композитный материал, металлозаменяющая пластмасса. Мы не первые, кто разрабатывает и внедряет композитные материалы, но наш материал оригинальный. Мы даже не будем разработку патентовать, потому что для этого придется раскрыть рецептуру, а этого мы делать не хотим, - рассказал Андрей Болтакс. Он показал несколько деталей, которые они уже продали заказчикам, а те опробовали детали в работе.
Например, крановый блок - колесо с выемкой для троса. Оно весит в несколько раз меньше металлического (из-за чего грузоподъемность крана повышается), а главное, трос меньше изнашивается. «Крановщики говорят, что им легче поменять блок, чем трос. Вот теперь они могут именно это и делать», - говорит Андрей.
На другом предприятии на конвейер установили шестеренку из римамида. Посмотрели, как работает, и заказали еще две таких же. Говорят, одну в запас, а другую - на стенку повесить, красиво смотрится.
- Мы уже сегодня можем делать втулки для двигателей и коробок передач автомобилей, ролики-валики для промышленных конвейеров, вращающиеся блоки для кранов и лифтов. Эти детали делают вообще ненужными подшипники скольжения, а механизмы (те же лифты) смогут работать не только тише и надежнее, но и экономичнее.
А вот сантехнический вентиль-заглушка. Это я купил, чтобы разобрать и посмотреть, как он устроен. Из нашего материала можно делать большие заглушки, - показывает Болтакс.
Зверева и Болтакса в их работе активно поддерживает Казанский моторостроительный завод (где директор - бывший камазовец). В лабораториях этого предприятия челнинцы испытывают свои материалы и получают официальные заключения на них. Им помогает фирма «КамалТракс», один из крупнейших грузоперевозчиков в республике. Ради эксперимента в сцепной механизм прицепа к одному из грузовиков фирмы поставили втулку из римамида. Не пожалели.
- Обычная втулка, когда изнашивается, то начинает шататься и, как правило, повреждает вал. А наша, износившись, тоже начинает ходить ходуном, но вал не портит, - рассказал о результатах эксперимента Андрей. Потому, что римамид обладает определенной упругостью, при ударе молоток от него отскакивает, а сам композит не прогибается. Андрей рассказал забавный случай. На одном из предприятий специалистам предложили попробовать помять кусок композита кувалдой. Один из специалистов - крепкий мужчина - лупанул по материалу с такой силой, что кувалда отскочила и... ударила специалиста по лбу!
Сейчас предприниматели занимают относительно небольшое помещение в КИП «Мастер» (сюда их заманила дешевая аренда) и занимаются штучным изготовлением деталей по заказу. В планах - организация собственного массового производства. Зверев и Болтакс хотят открыть его на свои деньги, заработанные на деталях из римамида и на оптовой торговле электротоварами, которой партнеры занимаются уже много лет.
Сергей ИСИЧКО, isichko@chelnyltd.ru