Светлые головы
Челнинскую молодежь активно зовут в науку, поощряя интеллектуальный труд. «Если наш сотрудник напишет монографию, выплачиваем семь тысяч рублей из внебюджетных источников. За статью в центральных журналах - 2000. За получение патента – 5000. Защита кандидатской диссертации оценивается в 15 тысяч рублей. Докторская – на 10 тысяч дороже.
Год назад создали бюро инновационных программ и научных исследований. Ежегодно академия отчисляет 4-5 млн. рублей на закупку оборудования. В 2009 году на поощрение научной деятельности было выделено 1.2, в 2010 - 1,5 млн. рублей», - рассказывает Самат Тимергалиев, проректор по научной работе в ИНЭКА.
Мы попытались узнать, кого же в результате удалось поощрить? И за что?
Азат Габдрахманов, аспирант, победитель Всероссийского конкурса на грант по теме исследования в области физики плазмы (800 тысяч рублей). Корпел над плазматроном - газоразрядным устройством для получения струи холодной плазмы: «Устройство можно использовать в машиностроении для поверхностной термообработки и напыления деталей. Плюс применения: увеличение срока службы деталей».
Дмитрий Башмаков, старший преподаватель. Будучи аспирантом, увлекся лазерно- плазменной технологией. Защитил диссертацию, которой заинтересовались на «КАМАЗе». А именно - возможностью сделать скрытую лазерную маркировку на деталях. Эта технология может быть использована для защиты оригинальных запчастей. Выиграл грант в 3 млн. рублей на организацию Всероссийского конкурса «Лазерно-плазменная технология, оптика и нанофотоника», который проходил в ИНЭКА.
Алексей Болдырев, доцент, победитель Всеросийского научно-технического форума в МГТУ «Станкин». Создал новые математические модели течений жидкости и газов. И приспособил их к расчету течений в насосах, компрессорах и теплообменниках. Практическое применение - приводит к увеличению теплоотдачи, снижению потери энергии.
Юрий Голубев, ведущий инженер-конструктор НТЦ ОАО КАМАЗ, доцент ИНЭКА, победитель конкурса молодежных республиканских премий Академии наук РТ. Впервые предложил способ расчета характеристик тормозных механизмов грузовых автомобилей, которая может применяться при их проектировании. Используя методологию, можно увеличить коэффициент полезного действия. Можно уменьшить объем испытаний. Его книга будет разослана по ведущим библиотекам, ВУЗам, предприятиям машиностроения.
- Ирина СИВКОВА.