«Мелкие»
Никто не может назвать точное количество «маршруток», курсирующих по Челнам. Сами перевозчики предполагают, что их не меньше тысячи. Подсчитать их невозможно, потому что многие «Газельки» и «Пазики» не состоят на учете отдела транспорта и работают «на вольных хлебах».
Водителей «мелкого» транспорта упрекают за гонки на дорогах. Мол, спешат заработать, создавая аварийные ситуации.
- Да нет никаких гонок! У людей уже стереотип сложился, - считают водители «маршруток» Азат и Сергей. - Мы придерживаемся расписания, ездим с секундомерами. Просто «Форды» и «Газели» более мобильны, чем большие автобусы. Другое дело, если возишь людей, как дрова. Газуешь или тормозишь резко. Таким, конечно, надо сразу делать замечания. Обычно неопытный молодняк этим грешит. Потом начинают понимать, что в ответе за своих пассажиров. Что ты должен не просто баранку крутить, но и следить, чтобы никто не пострадал.
- Хорошим слухом и памятью надо обладать, - добавляет Геннадий, курсирующий по 305 маршруту. - Чтобы человек свою остановку не проехал и заплатить не забыл. Да и в психологии надо разбираться: разговор поддержать с говорунами, уметь избегать конфликтов. Плохо, что шея и спина часто побаливают от резких движений назад, когда с пассажирами рассчитываешься.
Для удобства водители мастерят «кассовые аппараты». Тут кто на что горазд. Некоторые в обычной губке прорези делают, а кто-то для хранения монет пластмассовые баночки использует. Крупные купюры держат при себе: мало ли, какие пассажиры сядут вперед.
- Работа устраивает?
- Что заработал - все мое, - отшучивается Сергей. - Если избежать поломок, «двадцатка», минимум, выйдет. Но нередко бывает и пусто. А надо еще и ежедневный план выполнять. У каждого он свой, где-то от тысячи до 2 тысяч рублей, в зависимости от маршрута и машины. Эти деньги отдаешь хозяину, остальное идет в твой карман. Лучше работать в часы пик и в выходные. А днем в будни особо не заработаешь: бензин сжигаешь, да и пенсионеров много.
Льготники - больная тема для частников. И дело не только в отсутствии полноценной компенсации за перевозку обладателей соцпроездных.
«Ладно бы ездили бесплатно только настоящие льготники, - возмущается Геннадий. - Многие чуть-чуть покажут какую-нибудь бумажку и выбегают из салона».
- У водителей часто нет возможности внимательно рассмотреть документ, - говорит предприниматель Наталья Гарина. - А там иной раз отсутствует даже печать и фотография. Часто используют подделки.
- Если раньше контролеры вычисляли безбилетников, то теперь такой службы нет, - сетует руководитель городского «Союза автоперевозчиков» Ильдар Фахразиев. - Видимо, вновь надо создавать. Хулиганы тоже, бывает, дебоширят. Недавно вот стекло одной «Газели» разбили...
- Если создаются конфликтные ситуации, мы говорим водителям, чтобы не занимались самоуправством, а вызывали милицию, - добавила Гарина.
«С парковкой проблем нет, - говорят перевозчики. - У каждого в договоре прописано, где будет ночевать его транспорт. Это может быть обычная стоянка за проспектом Яшьлек или загородная территория в районе 1-й автодороги. У кого-то есть собственные базы. Главное, чтобы все машины маршрута находились в одном месте. «Шефы» добираются до стоянок общественным транспортом или на своих колесах. Если слишком далеко, то на вахте. Есть там и свои диспетчерские пункты, где водители сдают выручку и проходят медосмотр».
Ленар БАТЫРШИН, batyrshin@chelnyltd.ru