"Постой, паровоз, пассажиры не сели..."
Устроиться на работу, будучи студентом, непросто: и график из-за учебы требуется особый, и работодатель не всегда готов терпеть отлучки на сессии. Но нужда в деньгах все же толкает многих студентов на поиски работы. Центр трудоустройства учащейся молодежи под руководством Оксаны Хребтенко вот уже несколько лет устраивает студентов на временную работу во время каникул по трем основным направлениям - строители, вожатые и проводники поездов.
В числе других такой возможностью решил воспользоваться студент филиала КАИ Александр Соколов. Прошлым летом он 2 с лишним месяца отработал проводником поезда.
До заступления в смену он прошел двухмесячный курс обучения, в котором узнал, как правильно осуществлять посадку пассажиров на поезд, проверять исправность и температуру тормозных механизмов, и как поддерживать чистоту и порядок в вагоне.
После учебы произошло распределение обученных студентов, и Саша со своим напарником попали в Нижний Тагил. Ребята считали себя везунчиками, потому что им достались рейсы в южные направления — в Адлер и Новороссийск. Дорога туда и обратно длилась неделю.
На это время хозяевами двух вагонов состава становились Саша с напарником и один опытный проводник. По началу новым работникам было непросто привыкнуть к постоянной тряске и отсутствии твердой почвы под ногами - всю неделю ребята были в поезде. На землю выходили только на больших станциях, где стоянка превышала 20 минут.
Александр Соколов рассказал, что работа в целом несложная - убираться в вагоне 3 раза в сутки, следить за порядком, выдавать постель пассажирам, предлагать чайную продукцию. От количества таких продаж у проводников зависит размер премии. Но на студентов это не особо распространялось, так как премия у них и так небольшая. Главное развлечение работников поезда в свободное время - ходить в гости друг к другу в соседние вагоны, общаться с пассажирами. Большая часть пассажиров, перемещающихся летом из средней полосы на юг, едут отдыхать к морю.
Настроение у них соответствующее — отпускное, доводящее некоторых до алкогольного опьянения. С любителями выпить разговор у проводников был короткий — вызов полиции и высадка, как крайняя мера. Боясь оказаться с чемоданами на улице, такие пассажиры чаще всего старались не идти на конфликт и ложились спать.
У Саши и его напарника со временем появилась еще одна нелюбимая категория пассажиров — это «вредные женщины», которые все время жаловались на грязь и требовали стерильной чистоты вагона 24 часа в сутки. Но были и напротив, сердобольные женщины, с пониманием относящиеся к стажерам. Самые теплые воспоминания оставила пассажирка, которая ехала с семьей в отпуск. Узнав, что ребята студенты, она по-матерински заботилась о них и приносила в их купе еду.
Конечная остановка в Адлере обычно приходилась на ночь и длилась несколько часов. В это время все стажеры поезда собирались вместе, чтобы пообщаться, поделиться впечатлениями, отдохнуть от работы. Однажды один из студентов на встречу не пришел. Ребята пошли за ним в вагон, но на месте его не застали. Позже выяснилось, что коллега проспал всю ночь на третьей полке. Еще один любитель поспать уснул на станции, на которой нужно было сажать пассажиров. Саша рассказывает, что перед отправлением поезда кондуктор каждого вагона должен выглянуть и дать сигнал машинисту, что все в порядке. Выглянув после посадки своих пассажиров, он увидел, как люди в панике стучатся в закрытые двери соседнего вагона. До отправки поезда оставалось несколько минут. Саше Соколову пришлось спасать ситуацию - в спешке он посадил людей «к себе». А нерадивому коллеге, проспавшему стоянку, сделали выговор и лишили премии.
Александр Соколов за 2 с лишним месяца работы в поезде получил хорошую по его меркам заработную плату — 45 тысяч рублей. Эти деньги он потратил на одежду и развлечения. После летней смены в поезде ему целый месяц снились поезда и вокзалы, самый красивый из которых, по мнению студента, находится в Самаре.