Что ждут от директоров школ?
С 1 сентября школы начнут работать по новым образовательным стандартам, которые сводятся к предпрофильному и профильному обучению. Как собираются в Набережных Челнах следовать велению времени? Ответ на этот вопрос - мэр города Василь Шайхразиев, начальник управления образования Рамиль Халимов, директора школ - искали за круглым столом.
Нынче по предварительным прогнозам значительно легче придется учителям старших классов, ведь от слабых учеников они избавились административным методом, который поддержал сам мэр. Обид и слез было много. Родители искали лазейки, пытались оставить своих чад в школах, но мало кому это удалось. В этом году без старших классов них остались 11 школ, большинству из которых из-за низких показателей по ЕГЭ просто не доверили десятиклассников. От них по собственной инициативе отказались бы еще ряд образовательных учреждений, но боятся испортить имидж, стать в глазах общественности второсортными : такой стереотип по отношению к школам без 10-х классов в большинстве случаев он оправдан. Поэтому директора вопреки всему стараются открыть единственный 10-й класс, хотя понимают: чтобы оправдать материальные вложения и ожидания родителей, в школе должно быть не меньше трех 10-х классов, с лучшими учителями. В отличие от других директор школы № 6 Елена Шакина сама отказалась от десятиклассников. «Мы проанализировали результативность обучения, начиная со второго по девятые классы, - рассказывает Елена Александровна. - И поняли: в профильном классе могут учиться только 15 человек – это связано с возможностями детей. Поэтому решили сосредоточиться на учениках начальной и средней школ, чтобы успеть хорошо подготовить их к девятому классу. А вот первоклассников набрали четыре класса».
Нелегко придется учителям средних классов. Ранее многие уходили в среднюю «параллель», где, по признанию самих же директоров школ, не создавались полноценные условия для творческой реализации детей на уроках и вне урока. Сегодня учителя пожинают плоды своей работы - равнодушное отношения детей к учебе и очень слабые результаты по ГИА. В создавшейся ситуации, школам дали наказ: основательно заниматься подготовкой детей в средней параллели. Мэр, защищая интересы детей, предупредил о том, что «муниципальный заказ получат только те, у кого будет результат».
А в 26-ой гимназии в следующем учебном году не будут набирать первоклассников. «Мы выжали из наших площадей практически все, - говорит директор Андрей Сальников. – Надо стабилизировать численность учащихся. Планируем создать региональный центр подготовки по физике и математике, открыть две современные лаборатории».
Василь Шайхразиев предложил сильным школам объединяться со слабыми: «Сильные уже реализовали себя, им надо двигаться вперед, увеличивать число учащихся». Зоя Редько, директор лицея №78 имени Пушкина готова начать работу над созданием ступенчатой школы, но при этом поинтересовалась, учтут ли при составлении рейтинга образовательных учреждений все нюансы подготовки отстающих детей. «В одном здании находились бы ребята с 1-го по 6 классы, - рассуждает Зоя Васильевна. - С полноценными условиями обучения именно для этой возрастной категории. Другое здание использовалось бы для фундаментальной предпрофильной и профильной подготовки уже мотивированных учащихся 7-11 классов. Они смогут - за счет допобразования, углубленной программы обучения - полностью раскрыть свои способности. И к выпускным классам уже сами оценят свои силы и правильно подойдут к выбору профессии». Такой вектор будущего развития челнинского образования и мэру, и начальнику управления образования показался эффективным. Но собравшимся дали понять, что каждый директор может выбирать свою модель развития школы.
Ирина СИВКОВА