107 «миллиардов Медведева». Промышленности нужно в 15 раз больше…
На Гайдаровском форуме премьер-министр РФ Дмитрий Медведев озвучил план поддержки промышленности на 2017 год. Он предполагает выделение средств на сумму до 107,5 млрд. рублей. Вот получатели этих средств: легкая промышленность, автопром, сельскохозяйственное, строительно-дорожное и коммунальное машиностроение, машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности, производство локомотивов и вагонов. Эти деньги позволят снизить кредитную нагрузку, создать новые рабочие места, выпустить на рынок отечественную продукцию, которая могла бы конкурировать с импортными аналогами как по качеству, так и по цене.
- Отрасли экономики выбраны правильно, - считает председатель правления Машиностроительного кластера Республики Татарстан Сергей Майоров. - Хорошо, что государство изыскивает хоть какие-то возможности для поддержки этих отраслей. Но по экспертным оценкам, нужно вкладывать по 1,5-2 триллиона рублей в год в течение пяти лет. И тогда мы будем иметь другой реальный сектор экономики, который будет самым конкурентоспособным в мире.
И не обязательно это должно быть субсидирование. Можно и в виде возвратного финансирования, но при этом сделать его доступным. Чтобы не было высоких процентов с первого дня, которые банки предлагают, чтобы залогов никто не просил.
100 миллиардов рублей и полтора триллиона – того, что дают, в 15 раз меньше, чем необходимо, по нашим оценкам, для поднятия реального сектора экономики. В среднем срок службы оборудования в России 24 года. А в мире конкурентоспособный срок службы оборудования - 10 или даже 5 лет. Учитывая, сколько сегодня нужно обновлять оборудования, курс валюты, по которому придется его закупать для замены и обновления (отечественное оборудование практически не создается) - получается 1,5-2 триллиона в год. Если мы в течение пяти лет вложим от 7,5 до 10 трлн. рублей, то тогда средний срок службы оборудования у нас будет до 10 лет, то есть конкурентоспособным. А на старом оборудовании, как правило, нельзя производить конкурентоспособную продукцию ни по качеству, ни по цене.
- Я работаю в машиностроении, и не против был бы какие-то средства получить, - говорит председатель совета директоров группы компаний "КОМ" (Набережные Челны) Василий Маньковский. - Но мне с трудом верится, что деньги дойдут до тех, кто в них реально нуждается. Вот тут мы что-то пытаемся получить. Но документы проверяют уже полгода, конца и края не видно. Такое впечатление, что все ведут к тому, чтобы отказать.
А таких, как мы, в России большинство – тех, кто в не очень хорошем состоянии. Вот взять такое понятие, как импортозамещение. Оно же должно быть подкреплено реальной поддержкой. Должны быть очень и очень поддержаны опытно-конструкторские работы (ОКР). Ведь никто нам не даст конструкторскую и технологическую документацию.
Это все нужно финансировать. В кризис брать на них кредиты практически невозможно. Взяв кредит, ты должен расписать, когда и как его отдавать. А ОКР спланировать с высокой долей точности нереально. Там риски очень большие. И эти риски с нами должно разделить государство.
На мой взгляд, должно быть создано какое-то экспертное сообщество, которое бы принимало решение, кому можно давать деньги, а кому нет.
В России работает так называемый "Фонд Бортника". Но этого недостаточно. Там можно получить до 15 млн. рублей. А у нас опытно-конструкторские работы оцениваются и в 25, и в 50, и даже в 100 млн. рублей. Их взять негде, поэтому мы и отстаем.
Если бы государство помогло, потратило бы эти деньги, то через 2-3 года оно бы уже получило в виде налогов очень большие поступления. Ведь надо сначала взрастить овец, а потом стричь с них шерсть.
#новостичелнылтд
Фото – сергей родачев, autoracer.ru