Банкиры проверяют своих клиентов
Центробанк обязал все банки проверять деловую репутацию клиентов (предпринимателей, предприятий) еще до того, как им будет открыт расчетный счет. Это сделано, например, для того, чтобы исключить открытие фирм-однодневок. Список документов, показывающих деловую репутацию, довольно обширный (отзывы, оценки других клиентов банка, кредитных организаций, документы рейтинговых агентств и т.д.). Но банкиры в Набережных Челнах говорят о том, что новое требование ЦБ мало что изменит в их работе. Они делали это и раньше.
- Деловую репутацию мы проверяем с самого начала этого года и ничего нового сейчас от клиентов не требуем, - сообщила управляющая офисом банка «Казанский» Рузиля Хасанова. Ее коллеги отмечают, что деловая репутация потенциальных клиентов так или иначе прощупывалась и прощупывается во всех банках службами безопасности. Просто сейчас «тайное становится явным». А если и будут какие-то дополнения к пакету документов на открытие счета, то минимальные.
- Раньше при открытии счета мы не требовали от клиента финансовую отчетность. Она проверялась позже, когда клиент начинал работу, осуществлял операции. Сейчас ЦБ рекомендует, чтобы клиент при открытии счета показывал рекомендательные письма или финансовую отчетность. Мы, скорей всего, будем требовать финансовую отчетность, - дополняет заместитель председателя правления банка «Камский горизонт» Римма Орлова.
Интересно, что скрупулезная тайная и явная проверка клиентов не дает большого «урожая» нарушений. Хасанова сообщила, что у них за три месяца этого года было всего два случая, когда одному предприятию отказали в открытии счета, а второму открытие «притормозили». Потому, что из налоговой инспекции пришло уведомление о задолженности этих предприятий по налогам. Одно из предприятий с долгами расчиталось, об этом пришла бумага, и счет открыли.
- А у нас, слава богу, не было случаев, когда бы мы отказывали в открытии счета или прерывали какие-либо финансовые операции, - говорит Орлова. «Камский горизонт» известен тем, что он много лет обслуживает устойчивый круг клиентов и не стремится к расширению этогог круга. По всей видимости, новые счета здесь открывают те, кому этот банк рекомендован кем-то из его клиентов и кто уже знает, какие здесь «правила игры».