Фу, подделка!
В прошлом году («Челны ЛТД», №32, «Ура, подделка!») мы рассказали о том, что в Набережных Челнах раскручивается бизнес на подделках под брендовые мобильные телефоны. Один из торговцев подделками тогда объяснил это так: «Я сам не знаю, откуда эти телефоны, но их покупают. Когда стою за прилавком, говорю клиентам, вы за эти деньги лучше купите оригинальную «трубку». Не соглашаются, даже когда откровенно им говоришь, что подделка. Ну и что, отвечают - а вдруг не сломается! А если сломается, так и нежалко!» А покупатель-подросток выразил мнение «своего двора»: «в моде» выпрашивать у родителей не фирменные изделия, а подделки. За 3-4 тысячи рублей можно купить то, чего нет и в оригинале! У этого подростка был телефон... с телевизором!
Сейчас в Набережных Челнах разгорается «война» с продавцами подделок. «Под фирму» во многих «точках» продаются уже не только телефоны-подделки, но и такие же видеорегистраторы. И если раньше подделку можно было распознать по измененному названию на панели (“Pavasonic” и т. д.), то теперь изготовители используют фирменные (наверняка ворованные) панели или наносят фирменные названия. Да и год назад подделки, как правило, работали, а нынешние ломаются через полчаса или не включаются вообще.
- У меня уже 4 клиента. Один из них выиграл суд по иску к продавцу подделки-видеорегистратора, второй подает иск на продавца мобильника «под фирму», - рассказала юрист Надежда Кузнецова.
Предъявлять претензии продавцам непросто. У Натальи корпус телефона треснул прямо у нее в руках, когда она вставляла «симку». Механические повреждения - это то, на что продавец сошлется, объясняя все дефекты в работе изделия. И будет сложно доказать, что причина иная.
Но доказать можно. У человека, что выиграл суд у продавца поддельного видеорегистратора, этот видеорегистратор тоже выпал и разбился, потому что был неправильно вставлен в гнездо.
- Продавец в суде настоял на экспертизе, а мы экспертам поставили вопрос: может ли человек, не имеющий спецподготовки, пользоваться изделием, если нет инструкции? Эксперты ответили: «Не может». Вывод: пользователь не виноват в том, что прибор разбился или треснул от неумелого воздействия, - говорит Кузнецова.
Помимо чека, гарантийного талона, к технически сложному товару должна быть приложена инструкция для пользователя (типографская печать - не сканкопия) на русском языке. В «фирменной» инструкции содержатся и все документы: сертификаты соответствия, таможенные декларации и т. д. На подделки у продавцов инструкций нет.
- При покупке смотрите внимательно, что дают вам на подпись. Продавец подделки может подсунуть акт о том, что вы вместе с товаром получили и все документы, включая инструкцию. Если подпишете, получится, что вы купили «фирму», а потом невесть что принесли, чтобы предъявить претензии, - предупреждает юрист.
Сергей ИСИЧКО, isichko@chelnyltd.ru