Законы рабочего времени
«Даже маленькое дело надо начинать с большого перекура», - эта шутка давно стала историей. «Капиталисты-эксплуататоры» требуют работать «от звонка до звонка», все перекуры - строго по регламенту. Громче всех эту тему в Набережных Челнах обсуждали во время работы на КАМАЗе чешского специалиста Томаша Навратила.
- Вообще-то Навратил никакого отношения к установлению нашего регламента рабочего времени не имеет, - поправляет директор Департамента по связям с общественностью ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев.
- Он как раз и следил, чтобы установленный нами регламент соблюдался, искал потери на рабочих местах. Например, было выявлено, что в ряде подразделений люди в 7 утра приходили на работу, а в 7.15 уже садились чай пить. Между тем регламент рабочего времени для всех категорий сотрудников у нас четко прописан. Для руководителей, специалистов, служащих и вспомогательных рабочих подразделений «КАМАЗа» регламентный перерыв для отдыха продолжительностью 10 минут установлен через 2 часа после начала рабочего дня. Затем - обед, и через 2 часа после обеда еще 10-минутный перерыв. По рабочим не могу назвать какой-то стандартный регламент. Регламенты разные у каждого подразделения в зависимости от условий труда. Кто-то работает в три смены, кто-то в две, у кого-то 12-часовая смена... Там, где сложное производство, чаще остановки и больше перерывы.
- А перекуры не запрещены?
- Только в регламентированные перерывы и в строго отведенных местах. У нас курение внутри корпусов запрещено. Места для курения вынесены наружу на определенное расстояние от входа. А так просто бросить работу и уйти на перекур нельзя.
- Все наше руководство во главе с генеральным директором и ИТР прошли курс лекций по программе «Бережливое производство», как и на КАМАЗе. И полученные знания внедрили у себя, - поделились своим опытом в ООО «Автоагрегатцентр», где производят тормозную аппаратуру и мусоровозы на базе камазовских шасси. - Результаты прекрасные: производительность труда повысилась на 60-65% - количество людей уменьшилось в 2-2,5 раза, объем работ остался такой же и даже больше. И качество тоже повысилось.
- У вас «курят» строго по расписанию?
- Конечно, каждый час на пять минут останавливаются, кто-то чай пьет, кто-то - на перекур. Все строго регламентировано.
Но регламент хорош там, где человек является всего лишь «винтиком» в отлаженном производственном механизме. А как же быть с коллективами, где работа построена на креативе, и зачастую именно в курилке обсуждаются темы работы и рождаются интересные идеи? «Если у меня подчиненный (даже не курильщик) встанет со своего рабочего места и пять минут погуляет, я ему слова не скажу», - заметил по этому поводу руководитель одной такой небольшой фирмы.
- У нас медики не курят, - говорит генеральный директор ООО «Фирма «Конкор Оптика» Максим Фёдоров. - Но и такое бывает, что пришли на работу и через 15 минут сели чай погонять, а сейчас, летом, когда клиентов мало, сотрудники могут и дольше посидеть. У нас же не производство. Все зависит от внутренней культуры в коллективе. И я считаю, что стоять над человеком с часами, это тоже не совсем правильно. И вопрос лояльности предприятия к сотрудникам имет немаловажное значение - это своеобразный инструмент мотивации. И соответственно, к нам на работу охотнее идут. Хотя небольшое производство у нас тоже есть. Вот там действительно четкий регламент, потому что есть непрерывные производственные циклы, которые нужно завершить и только потом делать перерыв, а после начинать следующий цикл. Но в любом случае человек должен отдыхать не меньше, чем положено по трудовому кодексу. «Выжимать» людей тоже нельзя.
«А у нас всё просто: если сотрудник «привязан» к клиенту, то в операционное время не может покинуть рабочее место, это запрещено регламентом, - делится своим мнением сотрудница предприятия сферы обслуживания. - А если работа с клиентом не связана, то кури, сколько здоровья хватит, но задание должно быть выполнено в срок. Так что, если работы много, и спрос за результат серьезный, то сам забудешь про перекуры».
Сергей РОДАЧЕВ