«Я зарабатываю на каретах»
Журнал Forbes ассоциируется у большинства с миллионерами, ведь на его страницах регулярно печатают истории о самых богатых людях планеты. Однажды на страницы издания попал и челнинец Эдуард Сахбиев, который делает кареты. Миллионером он не стал, но сама идея для бизнеса показалась редакторам любопытной и они написали о нем в разделе «Самые смелые бизнесмены России».
Те, кто ездит на авто, уже привыкли к тому, что под капотом транспортного средства несколько десятков, а то и сотен «лошадей». А каково было нашим предкам, которые передвигались на каретах? Тяговая сила их экипажей составляла всего одну или 3 лошади. Чтобы поставить на поток производство непопулярных (как вид транспорта) карет сегодня, нужно обладать смелостью. Но - каретному предприятию в Челнах уже 12 лет. И покупательский спрос на кареты и фаэтоны достаточной стабильный. В год по городам России и зарубежья разъезжается около 30 единиц такой техники.
Средняя стоимость одного фаэтона или кареты сравнима с ценой отечественного автомобиля и составляет 300-500 тысяч рублей.
Основные заказчики - те, кто катает людей на праздниках. Как правило, это люди, увлеченные лошадьми, решившие совместить любимое занятие с бизнесом. Многие конники очень любят лошадей, преданы им, но когда дело доходит до бизнеса, не хватает им жилки предпринимательской. А вот у Эдуарда Сахбиева все сложилось - и любовь к лошадям, и тяга к искусству, и предпринимательское чутье. Когда-то он работал лесником в парке «Нижняя Кама», там он и придумал катать людей. Решил сделать для этого фаэтон, но его тут же купили. Так и началось серийное производство.
Сначала пришлось изобрести колесо - раньше в экипажах оно было деревянное. Этот недолговечный материал заменили на металл. В отделке применяют пластик и синтетику. Экипажи получаются легкими, как пушинки - всего 300-600 килограммов.
В России, кроме челнинского производства, есть еще пара некрупных мастерских. Но Сахбиев не считает их конкурентами. «А вот китайцы, - говорит мастер, - активизировались: начали подделывать наши экипажи один в один. Производят массово, дешево и, как обычно, не очень качественно».
Все созданные кареты и фаэтоны расходятся в другие города, потому что в Набережных Челнах нет своего проката. Эдуард строит планы, что когда-нибудь (когда появится немного больше времени) построит конюшню, купит лошадей, создаст для себя пару сказочных экипажей и будет катать нас по городским улицам.