Как вымирают «Газели»
Правительство страны собирается заставить транспортников обновить автопарк, заявив, что в России более половины автобусов старше 15 лет. Теперь планируется ограничить их возраст 10 годами.
Некоторые эксперты полагают, что дело вовсе не в комфорте и безопасности пассажиров. Россия вступила в ВТО, и отечественные автопроизводители опасаются, что со снижением пошлин на подержанные иномарки продажи отечественных машин резко сократятся. Предполагается, что в ближайшее время пошлины на автобусы возрастом от трех до пяти лет опустятся с 30% до 15%, а через три года - до 10%. На ГАЗе (производителе «Газелей») уже жалуются на убытки.
Однако в городском управлении транспорта по поводу обновления парка не переживают, утверждая, что в Челнах курсируют только новые или почти новые автобусы.
- Перевозчики сами избавились от старых машин, поэтому такой проблемы для нас не существует, - говорит главный специалист Ренат Хусаинов. - Во время последнего тендера в 2010 году в первую очередь обращали внимание на срок эксплуатации техники. Конкурс успешно проходили те владельцы, кто имел автобусы не старше 2005 года. Хотя к тендеру допускался весь транспорт, прошедший техосмотр, так как запрещать мы не имели права. При помощи конкурсных баллов преимущество получали перевозчики с более новым автопарком.
- Старые автобусы обычно используют муниципальные пассажирские предприятия, которые не торопятся их обновлять, а у нас таких организаций уже нет. Вместо этого в Челнах огромная конкуренция между частниками, - констатирует руководитель ассоциации перевозчиков «Закамье» Фаргат Набиев. - Сейчас предприниматели даже от автобусов 2008 года выпуска избавляются. Несколько лет назад взяли «Фиаты», которые в итоге оказались менее крепкими, чем те же «Форды». Выходили из строя пружины - если бы дороги были нормальные, «Фиаты» бы не ломались. А чтобы избежать сбоев на маршрутах, нужна надежная техника.
- Тендер 2010 года был отменен решением суда, - напоминает предприниматель Виктор Судников. - Сейчас курсируют автобусы, которые прошли конкурс еще в 2006-м. А тогда было не до жиру. И на срок эксплуатации особого внимания не обращали. Поэтому старенькие автобусы можно увидеть и сейчас. Но их единицы. Те же «Газели» вымирают.