Опасные «связи»
Компании, предлагающие услуги кабельного телевидения или интернета, часто привлекают новых клиентов различными скидками и специальными акциями. Но как только пользователь решает покинуть ряды абонентов, нередко возникают неприятные сюрпризы.
«Пожелал выбрать другого оператора, - пишет Фаниль Анварович. - А мне говорят, что за досрочное отключение, если пользовался менее года, необходимо заплатить неустойку в 1000 рублей».
Похожая ситуация у читателя Михаила: «Снял жилье, подключился к интернету. Но спустя четыре месяца хозяин квартиры попросил съехать: пользоваться там компьютером я уже не смогу. Но в договоре, оказывается, написано, что за преждевременное расторжение нужно заплатить штраф в размере месячной стоимости услуги, помноженной на неиспользованные месяцы. Вышло за 8 месяцев почти 1500 рублей».
«Уезжала надолго в командировку и несколько месяцев не платила за телеканалы и интернет. Думала, просто отключат, но набежали долги», - удивляется Н. Нефедьева.
Больше всего абоненты возмущаются, что о подобных обязательствах их никто не предупреждал. Кто отказывается платить, получает извещения, в которых представители компаний грозят судами в случае непогашения долга, а также процентами за каждый день просрочки.
На претензии операторы отвечают одинаково: «Все условия прописаны в договоре с абонентом. Никто не мешает людям внимательно его изучить, прежде чем поставить подпись. Так работают все, и подобные соглашения не противоречат закону. Ведь мы несем расходы, подключая и обслуживая клиентов, содержим абонентские линии».
- По закону о защите прав потребителей каждый имеет право на досрочное расторжение договора, - говорит адвокат «Камского юридического центра» Рамиль Фаисханов. - И не платить за те услуги, которыми он не пользуется. А в постановлении Правительства РФ (23.01.2006 года N32) «Об утверждении Правил оказания услуг связи» в пункте 33 говорится, что гражданин вправе отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора при условии оплаты фактически понесенных оператором расходов по оказанию этому абоненту услуг связи.
В подобных случаях главный совет - написать заявление в адрес компании о расторжении договора, чтобы документально подтвердить при дальнейших разбирательствах, что вы не пользовались услугами. И в суд вам сразу бежать необязательно. Если операторы считают, что они несут расходы при досрочном расторжении договора, пусть в письменном виде конкретно аргументируют, в чем заключаются материальные потери.
Правда, ситуации могут быть разные. Если вам в ходе какой-нибудь акции предлагают услугу по заниженной цене, то должны доходчиво объяснить, на какое время распространяется скидка и как должен оплачивать услуги абонент. И если вы согласны пользоваться этими скидками, должны выполнять условия соглашения.
Ленар БАТЫРШИН, batyrshin@chelnyltd.ru