«Авиапьяница может убить пассажиров мгновенно»
В России вынесен первый приговор авиадебоширу с реальным тюремным сроком. О том, почему государство должно принять срочные и строгие меры против таких людей, в интервью «Челны ЛТД» рассказывает заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов.
- Олег Михайлович, число авиадебошей на российских бортах выросло до более 500 в год. Настала пора задуматься о срочных мерах против авиахулиганов?
- Пора настала, но Россия это время почему-то оттягивает. Самолет – это агрегат, который движется на скорости 1000 километров в час на высотах от 10 до 12 километров, в безжизненном пространстве. И если в самолете по вине пьяного произойдет разгерметизация судна, вслед за этим вследствие закипания азота в крови наступит мгновенная смерть всех пассажиров и экипажа. Любой нормальный человек не поставил бы свою жизнь на один уровень с жизнью какого-то алкоголика!
По закону нужно обязать дебошира возместить авиакомпании и пассажирам потери из-за возникшей ситуации. Сколько стоит вынужденная посадка? Около миллиона рублей. И с чего это авиакомпания должна платить такие немалые деньги за какого-то негодяя, ставящего пассажиров в опасность? Это должен оплатить виновник! Он же должен оплатить ущерб и тем пассажирам, которые могли из-за вынужденной посадки опоздать на другие свои предусмотренные авиарейсы! «Денег нет», - скажет виновник, и тогда суд обязан будет отобрать у дебошира квартиру и всем пассажирам вернуть деньги. А у нас пока в основном за это дают только штраф в тысячу рублей! Остается ждать этих новых мер от депутатов Госдумы.
- Почему же депутаты тянут с этими мерами? Не потому ли, что и они, и некоторые чиновники попадали рискуют попасть в такие истории?
- Все должны отвечать по закону одинаково, но пока стремления к этому у властей нет. И пример с депутатом Исаевым и его помощником, устроившими скандал в Питере (Исаев и его пьяный помощник требовали у экипажа место в бизнес-классе, из-за чего взлет самолета был задержан на полчаса - С.К.) это доказывает. Исаев опозорил правящую партию, но его из партии не выгнали, и даже не оштрафовали.
- Может, стоит задуматься и о запрете продаж спиртного в аэропортах?
- Конечно, торговлю спиртным в магазинах duty free нужно отменить – масса проблем исчезла бы, и торговать там чем-то другим – например, парфюмерией, колготками. Но… Рука не замахивается! Потому, что за рубежом продавать алкоголь в duty free не запрещено, но главное – спиртное дает такой колоссальный объем торговли, что никто из наших чиновников не решается покончить с ней.
- А стоит ли вводить должности так называемых авиаполицейских? Или вооружать экипаж?
- Я проходил это в 70-х годах, когда со своими коллегами мы летали вооруженные до зубов – при нас были боевые пистолеты с полной обоймой и спецжидкость «Черемуха», плеснув которую дебоширу в лицо, мы могли на время «отключить» его. Но эффекта это не дало – мы часто забывали пистолеты в том же туалете, много было случайных выстрелов при перезарядке.
А главное – стрелять в воздухе из боевого оружия нельзя: как я уже говорил, из-за герметизации фюзеляжа. Пьяных нужно просто не пускать на борт!
А пока Госдума не может даже принять закон о «черных списках» пассажиров. Они в таком случае поймут, что если попадут в такой список, их могут не взять на хорошую работу.
- Как будет развиваться ситуация по принятию необходимых законов против авиадебоширства в ближайший год-два? Или для этого в России, как всегда, нужна трагедия?
- Все это, возможно, будет тянуться и тянуться до случая – законодатели дотянут до того, что какой-нибудь самолет из-за пьяниц действительно рухнет...
Беседовал Сергей Кочнев